Альберт Попков: Поисковик — это индексатор информации, решил суд

«Яндекс» одержал в суде уже вторую победу над компанией «Джи ти севен», которая обвиняла поисковик в распространении порочащей и недостоверной информации

+T -
Поделиться:
Подробнее

«Джи ти севен» требует удалить из поисковой базы «Яндекса» публикацию «GT7 — кидалы, заказали, приняли и опубликовали статью, не заплатили гонорар». Ее представители настаивают на том, что отображение этой фразы на странице поисковика подпадает под действие статьи 152 Гражданского кодекса о распространении порочащей и недостоверной информации. Помимо удаления скандального предложения «Джи ти севен» требует от поисковика 1 миллион рублей в качестве компенсации за распространение порочащей ее информации.

В первый раз дело слушалось в июне. Тогда суд признал, что «Яндекс» не распространяет информацию, а оказывает услугу по ее поиску. Таким образом, все претензии «Джи ти севен» к «Яндексу» были признаны несостоятельными.

Как пишет газета «Ведомости» Федеральный арбитражный суд Московского округа, в котором рассматривалась кассационная жалоба по этому делу, оставил в силе заключение суда первой инстанции.

«Джи ти севен», по информации газеты, будет подавать надзорную жалобу.

Аналогичный иск к «Яндексу», сообщают «Ведомости», подавало в августе этого года и частное лицо — некто Жанно Андре Оаро. Ему было отказано в иске.

Комментируя «Ведомостям» историю с «Джи ти севен» и Жанно Андре Оаро, директор по правовым вопросам «Яндекса» Екатерина Фадеева отмечает, что подобные претензии к поисковику выдвигались и раньше. Но истцам отказывали по формальным поводам. Теперь же суд дело рассмотрел и признал, что поисковая система не несет ответственности за индексируемую ею информацию.

Альберт Попков

   В таких делах большое значение имеют нюансы, но в целом, конечно, «Яндекс» прав, и я считаю, что вынесено логичное и очень правильное решение. Если бы было вынесено другое решение, то это было бы очень серьезным прецедентом и, конечно, большой нагрузкой для «Яндекса» как компании. Я пытался найти что-то подобное против «Гугла», но не нашел.Были претензии, связанные с копирайтом, но «Гугл» действовал по такому же принципу: он просто индексирует информацию, соблюдает протоколы Интернета, и есть другие способы эту информацию убрать.

С другой стороны, это, конечно, нельзя равнять со СМИ или социальной сетью. Поисковик — это немножко другое, это индексатор информации. В случае с социальной сетью подобные претензии логично высказывать непосредственно людям, совершающим противоправные действия. Социальная сеть не возьмет на себя роль цензора или большого брата. Точно так же нельзя высказывать претензии мобильному оператору за то, что с помощью мобильного телефона было организовано преступление. Но этот иск не имеет отношения к возможным искам против социальных сетей и прецедентом вряд ли станет.   

Комментировать Всего 3 комментария

В таких делах большое значение имеют нюансы, но в целом, конечно, «Яндекс» прав, и я считаю, что вынесено логичное и очень правильное решение. Если бы было вынесено другое решение, то это было бы очень серьезным прецедентом и, конечно, большой нагрузкой для «Яндекса» как компании. Я пытался найти что-то подобное против «Гугла», но не нашел.Были претензии, связанные с копирайтом, но «Гугл» действовал по такому же принципу: он просто индексирует информацию, соблюдает протоколы Интернета, и есть другие способы эту информацию убрать.

С другой стороны, это, конечно, нельзя равнять со СМИ или социальной сетью. Поисковик — это немножко другое, это индексатор информации. В случае с социальной сетью подобные претензии логично высказывать непосредственно людям, совершающим противоправные действия. Социальная сеть не возьмет на себя роль цензора или большого брата. Точно так же нельзя высказывать претензии мобильному оператору за то, что с помощью мобильного телефона было организовано преступление. Но этот иск не имеет отношения к возможным искам против социальных сетей и прецедентом вряд ли станет.

Нельзя подать в суд на градусник, если у тебя высокая температура. У людей есть ощущение, что они как-то могут контролировать информацию, которая распространяется о них. Это ошибка. Нужно реализовывать позитивные жизненные стратегии, которые генерируют позитивный образ, сам нейтрализующий любую попытку оклеветать тебя. Потом он бьет по каждому, кто пытается поставить под сомнение, что ты хороший человек и строишь правильный бизнес.

Если нормально себя вести, делать нормальный пиар, то ничего не прилипнет. Руки прочь от «Яндекса»! Все равно всех не перевешаете! В XXI веке мир так устроен, что ничего нельзя скрыть. Я вам это говорю как пиарщик. Нужно изначально применять другие стратегии, не те, которые связаны с контролем информации. Это уже немодно и не помогает.

Во-во, я тоже представил себе иск к лесорубу, к леспромхозу, к целлюлозно-бумажному комбинату, к Ж/Д, к типографии – все они соучастники распространения порочащей кого-то информации…