Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Есть в предгорьях итальянских Альп деревушка Мерано. О том, что там происходит нечто важное, можно догадаться по косвенным признакам: очень часто в разговорах с людьми богатыми и знаменитыми — особенно среди наших соотечественников — вдруг проскальзывает обмолвка, что ваш собеседник только что приехал из Мерано, или на днях уезжает в Мерано, или не может с вами встретиться по важнейшему делу, потому что как раз сейчас, так уж случилось, находится на краю света — в Мерано. Именно из Мерано срочно вернулся в Тбилиси Михаил Саакашвили, когда в его стране возникли политические проблемы. В Мерано проводили недели Юрий Михайлович Лужков с Еленой Николаевной Батуриной, да и кто там только не бывал. Что же там происходит?

А происходит там вот что: в фешенебельном санатории «Анри Шено Эспас» богатых и знаменитых людей учат правильно питаться и, извините, своевременно ходить по-большому. Представители политической и деловой элиты возвращаются оттуда отдохнувшими, подтянутыми, обуреваемыми жаждой новых свершений. И придумал этот удивительный бизнес человек по имени Анри Шено.

Господин Шено считается специалистом по здоровому питанию и написал об этом уйму книг. Однако одно дело — знать толк в здоровой диете, и совсем другое — построить на овощных салатах и клизмах процветающую бизнес-империю, включающую оздоровительные центры на разных континентах. Кто он — харизматичный визионер, авантюрист или просто вдумчивый предприниматель? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я встретилась с господином Шено и побеседовала с ним. Но вместо ответа я получила приглашение приехать в Мерано и дала свое согласие.

Ну что ж, видимо, так это и работает.

СГосподин Шено, я знаю, что у вас очень много русских клиентов, и сама встретила в вашей клинике в Мерано огромное количество знакомых. Как вы думаете, почему русские так любят это место?

Да, русские составляют 27–28 процентов от всех наших клиентов. Эта цифра включает все государства бывшего Советского Союза, в том числе Азербайджан и Украину .

СЭто же больше четверти всех клиентов. Как вы думаете, почему?

Например, потому что русские всегда находят место. Русским нужно получать визу, и им для этого нужно время. Поэтому они всегда заказывают место заранее. А итальянец мне сейчас позвонит и скажет: «Я завтра приеду». Но на завтра места уже нет, к сожалению, потому что мы не можем принять больше 130–135 человек. Поэтому когда звонит итальянец и спрашивает: «Могу я приехать?» — я говорю: «Мне жаль». 

Порядок в мозгу и важность клетчатки

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СМерано — это не просто клиника, где худеют: вы учите людей по-другому питаться, следовать правильному режиму. Но в реальности все обычно ограничивается одной неделей, а потом человек возвращается в большую жизнь, снова ест большими порциями, снова ест неправильно и не вовремя. Есть ли реальная польза в этой недельной разгрузке для желудка?

Это его проблема. И это проблема не только русских клиентов, это касается всех клиентов. Я всегда говорю, что важно знание. Когда ты знаешь, как правильно, то можешь следовать этому или не следовать — это свобода выбора.  Что происходит, когда у них начинаются проблемы со здоровьем? Они меняют свой выбор. Они отдают себе отчет в том, что когда они начинают правильнее питаться, то у них больше энергии и лучше работает голова.

СНо есть ли смысл ехать в Мерано, если ты потом все-таки не меняешь свои привычки?

Недельная детоксикация тоже работает. У нас есть лаборатория, где мы делаем анализ крови на холестерин и на другие факторы, и уже через 3–4 дня видим изменения в некоторых показателях. Детоксикация вполне может заменить некоторые препараты, которые иногда для мужчин могут быть равносильны кастрации...

Я сейчас готовлю книгу, которую закончу в конце года. Она называется «Лечение здоровьем». Все спрашивают: «Как это — лечить здоровьем?» Ты продукт многих поколений, тебе достались от них генетические достоинства, но также и дефекты, например, проблемы с легкими, или с сердцем, или с гормонами, которые могли достаться в наследство. Лечить здоровьем — это очень сложно, нужно следить за человеком, наблюдать за ним, но зато от этого можно получить максимум пользы.

Я занимаюсь еще одной вещью — как навести порядок в мозгу. Вот из-за этих аппаратов (указывает на айфон) у людей слишком много информации, они всегда находятся на связи, и в какой-то момент у них начинается нервозность, проблемы в мозговой деятельности. Поэтому мы даем им систему, как навести порядок в мозгу.

СКак можно навести порядок в мозгу?

Нужно иметь немного терпения. Я вам расскажу, что я делаю каждый вечер перед сном. Я ставлю себе оценку из 10 баллов. Я начинаю с десятки, как будто я идеален, а потом просматриваю свой день и думаю: вот здесь можно было лучше поступить. Тогда я снимаю один балл. А вот здесь я был просто кошмарен — два балла долой. А вот тут неплохо — плюс один балл. Иногда бывает так, что я получаю оценку 0 из 10, и тогда я себе говорю: глупый, ты испортил и выбросил свой день. Но на следующий день я говорю себе: внимание, если ты так будешь продолжать, то еще один день уйдет. И постепенно, постепенно начинаешь себя корректировать. Конечно, мы не будем идеальны, как ангелы, но такая работа помогает становиться более зрелым и познавать себя. Вот так нужно лечить мозг.

И конечно, с возрастом кровеносные капилляры в мозгу становятся менее эластичными. Можно включать в питание добавки, которые помогают: принимать жирные кислоты омега-3 или, например, антиоксидант Q10.

СДавайте поставим эксперимент: я закажу какую-нибудь еду, и вы как эксперт по питанию прокомментируете, насколько здоровым будет то, что я заказала. Вы себе уже что-то заказали?

Я заказал салат — для клетчатки — и вечерний белок — это рыба.

СДавайте тогда составим мой заказ.

Для этого вы должны мне сказать, что съели в обед.

СЯ ела гречневую кашу с грибами.

А салат не ели!

СЯ бы, например, сейчас съела какой-нибудь теплый овощной салат. И суп из артишоков.

И все?

СМало?

Конечно, днем нужно есть углеводы, но еще нужна порция белков, не слишком большое количество. С вашим строением вы не должны есть больше 35 граммов белка в день.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СНо ведь существует вегетарианская система, которая вообще исключает животный белок. А еще есть системы, согласно которым мясо или рыбу едят не чаще двух раз в неделю.

Настоящая проблема в том, что человек может себя напитать исключительно на 24 часа. Напитать себя на два дня невозможно. Если организм не находит необходимые ингредиенты, то начинается каннибализм. Причем организм не забирает недостающее из жиров, а ищет в мышцах и в костях. Гипербелковая диета очень опасна, потому что излишек белка идет в разложение, но белки составляют 25 процентов от нормального веса человека. У них круговорот занимает 14 дней, то есть за две недели организм сам восстанавливает 80 процентов белка. К ним нужно добавить 20 процентов. Вот как раз эти проценты, в зависимости от вашей физиологии, и составляют необходимые вам 35 граммов белка в день. Вегетарианцы могут их найти в растительных составляющих — например, в бобовых. А если вы не вегатарианец, возьмите кусок телятины весом 150 граммов, в нем уже будет 35 граммов чистого белка. Весь излишек белка идет в разложение. Поэтому белки нужно ограничивать, но их все-таки нужно потреблять.

Другая проблема: ваши сутки делятся на три периода — с полудня до восьми вечера, с восьми вечера до четырех утра, с четырех утра до полудня. С полудня до восьми вечера лучший момент для употребления пищи и для ее усвоения. В восемь вечера начинается производство очень важного гормона мелатонина. Его задача восстановить наш мозг, поэтому эта фаза называется регенерация. Если этого не происходит в течение одной недели, то человек сходит с ума и его нельзя восстановить, а через 15 дней он умирает.

СА как организм знает, что уже 8 вечера? Сегодня я в Москве, а завтра я улетела в Лос-Анджелес, и там 8 вечера — другое время.

Когда у вас джетлэг, у вас есть три дня, чтобы восстановиться. После длительных перелетов вы можете использовать мелатонин в таблетках. Через 3 дня вы восстанавливаетесь.

СКажется, нам принесли овощи. Я так понимаю, что это полезная еда и ее в такое время дня можно есть. Правильно?

Особенно потому, что эти овощи содержат клетчатку. Это очень важно. 

Деловой подход

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СКак вы придумали вашу систему питания и здоровья? Когда первый раз вы поняли, что хотите заниматься именно этим?

Я сходил с ума по биологии, особенно по морской биологии. Иногда мне приходилось проводить конференции. Однажды была организована конференция по биоэстетике, и меня попросили ее провести. Потом в Париже я сделал вторую конференцию, там было больше 1200 человек. Я был молодым тогда, и меня попросили разработать продукт, который содержал предшественники растительных гормонов. Так, играя, я начал этим заниматься. Создал маленькое производство, потом открыл фабрику в Испании, в Италии, потом в Швейцарии и в Германии. При этом я продолжал ездить по конференциям.

Однажды утром я встаю и не понимаю, где я. Накануне вечером я был в Париже, но тут я узнаю, что нахожусь в гостинице на Сардинии. Оказывается, я упал в обморок, меня отвезли в больницу, и там сказали, что я должен отдыхать.  Мои коллеги сказали врачам: «Он сумасшедший, он не отдыхает». Я остался на Сардинии на 15 дней. Я размышлял о своей жизни и говорил себе: «Ну и что ты сделал?» А потом я собрал весь свой штат, со всеми иностранными сотрудниками, и сказал им: «Сейчас без десяти десять. В 10 я ухожу и отдаю вам все». И я уехал. Они не хотели в это верить.

СЧто значит «я вам отдаю все»? Вы раздали им свои акции?

Все, что было, все документы. У меня был друг, которому я помог: спас ногу, когда у него была гангрена. Сейчас он один из известных редакторов в Италии. Я ему сказал, что уезжаю. Он меня спросил: «Почему ты не хочешь для меня работать? Напиши книгу, пиши в журналах статьи о здоровье». Я написал книгу, она имела большой успех, я выступал на телевидении. Мне начали звонить люди и говорить, что я должен создать центр лечения. Тогда я создал в Италии маленький центр в горах.

СНа какие деньги вы создали первую клинику? Вы продали свой бизнес? Вы же не Будда, вы не могли просто раздать все незнакомым людям.

Почему? Это были мои сотрудники…

СИ вы просто подарили свои акции?

Да. Фирма называлась «Фитокосметика». Потому что мне это надоело — у меня уже совершенно не было своего «я».

СТо есть, когда вам надоест Мерано, вы его тоже подарите персоналу?

А Мерано не мое. Там уже был отель, который работал только зимой. Я сделал так, чтобы они работали круглый год. Но там было опасно оставаться, потому что это было на высоте 2000 метров, и после этого мы спустились в Мерано.

ССколько лет вы там находитесь?

Мы уже 30 лет в Мерано.

СВелики ли были начальные вложения и быстро ли они окупились?

Более чем окупились. Но вкладывал не я.

СВы же партнер?

Я получаю проценты, потому что предоставляю свой метод. Недавно ко мне приезжали катарцы, шесть человек. Они говорят: «Мы приехали сюда, чтобы вас купить». Я говорю: «Извините, есть большая проблема — я не продаюсь». Они говорят: «А вы думаете, что американское посольство в Лондоне продавалось? Мы хотим вас купить, это ваша проблема». Они не знали, что я очень большой друг с эмиром Катара. Сейчас ему 35 лет, а я с ним познакомился, когда ему было 14, то есть я его давно знаю. Я ему позвонил и спросил, кто это, а он мне ответил: «Не говори мне об этом, я уже две такие группы арестовал».

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СЭто же был вполне деловой вопрос. Они же вас не на органы собирались купить, а хотели, чтобы вы создали у них свой центр.

Это мне все равно. Чудовищен сам факт, что они хотели меня купить. Я должен был стать их рабом?!

СВы считаете себя бизнесменом?

Нет.

СПочему? Вы же стоите во главе большого бизнеса.

В прошлом году нам поступило 175 заявок на то, чтобы открыть центры лечения, и я 174 раза сказал «нет».

СПочему?

Потому что это невозможно. Люди, у которых есть деньги, говорят: «Давай сделаем гостиницу, замечательный центр лечения». Я их спрашиваю: «А кто там будет работать?» Нужно создать команду, обучить команду, и начать это нужно за год, как минимум.

СТем не менее у вас есть такой центр под Москвой, у вас есть, насколько я знаю, клиника в Африке и есть под Миланом: не только главный центр в Мерано, но и второй, в Альберете.

Я туда никогда не езжу.

СПочему?

Не хочу нервничать. Но туда ездят моя дочь и моя жена.

СКак вы приняли решение открыть центры именно в этих местах? Почему такой разброс: Москва, Африка, и вдруг совсем рядом — Альберета?

Африка — это идея моего друга. Мы собрали там женщин и дали им работу.

СА Альберета зачем? С точки зрения бизнеса это нелогично: зачем  делать два центра рядом, они же будут конкурировать между собой?  

Сколько миллионов человек живет в Европе? Для всех есть место.  Единственное, что нужно — иметь профессиональную концепцию.

СА зачем нужен центр в «Барвиха Лакшери Вилладж»? Дружба с владельцами?

Это было сделано, и было сделано.

СЯ человек в этом смысле достаточно опытный, я бывала во многих подобных местах. Можете ли вы сказать, чем Мерано лучше, чем, например, Ша, или Ланзерхоф, или Шива-Сом? В чем конкурентное преимущество Мерано?

Ша большие молодцы, они работают хорошо. Ланзерхоф тоже хорошо знаю, мы общались с ними. Они тоже молодцы.

СВсе молодцы, но вы конкуренты. Допустим, приходит к вам человек и говорит: господин Шено, скажите, почему я должен поехать к вам, а не в Ша или в Ланзерхоф?

Я бы никогда не позволил себе посоветовать не ехать куда-то.

СНо вы же конкуренты?

Абсолютно нет. Место есть для всех. Мы еще и отказываем многим.

СНо вы работаете на одном поле. И человек думает, куда ему отвезти свои деньги: в Ша, к вам или в Ланзерхоф.

К нам везут не деньги, а свое здоровье. Я всегда говорил, что существуют различные факторы оценки. Например, в этом году нас назвали лучшим детоксом в мире, в прошлом году лучшим медицинским спа. Какие параметры оценки? Другие центры тоже хорошо работают, и это нужно признавать. Мы не враги. Даже наоборот, чем больше центров здоровья, тем лучше.

Личный фактор

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СУ вас есть любимые клиенты, которые часто к вам ездят?

Был. Но он умер. Его звали Лучано Паваротти. Мы были как два брата. Первый раз он приехал ко мне на двух костылях. За ним шел человек, который через каждые пять метров ставил табуретку, и он присаживался. Он говорит: «Я хочу похудеть. Я приехал к вам и хочу сбросить 30 килограммов». Я ему сказал «нет», потому что, когда Мария Каллас сильно похудела, она потеряла голос, а он мой любимый тенор, и я не хочу, чтобы с ним такое случилось. Я ему говорю: «Берите машину и уезжайте». А он в ответ: «Вы такой твердый, правильный».

Так начались очень важные доверительные отношения. Он ко мне приезжал каждые три месяца. В какой-то момент, когда он похудел, у него обвисла кожа. Я хотел, чтобы он сделал операцию в Милане, но он сказал: «Нет, я поеду в Австрию». После операции я ему звонил каждый день и спрашивал, как дела. Однажды он мне позвонил и говорит: «Анри, тут все сумасшедшие, забери меня быстро отсюда». Я попросил соединить меня с врачом, и врач мне сказал: «Я прошу вас, господин Шено, заберите его, мы уже больше не можем». Ему поставили шесть катетеров, чтобы дренировать жидкости, а ему это мешало, он выбрасывал эти трубки, и у него практически начался сепсис. Я его забрал на машине, приехал с ним в Милан в одну клинику, и ему там все сделали. Потом я всегда за ним следил.

Его дедушка был тенор, его папа тоже, и он тоже, но, к сожалению, у него с женой было три девочки и ни одного мальчика. Он задался идеей найти молодую подругу и сделать искусственное оплодотворение. Эта женщина была его секретарем. Случилось чудо, она забеременела, у нее родились близнецы, мальчик и девочка. И что произошло? Через семь месяцев один из двух умирает, и это был мальчик. С этого момента Лучано сказал, что хочет умереть. И он себя отпустил и умер. Для меня это было таким событием, что нет ни одного дня, чтобы я об этом не думал.

СА Берлускони заезжал к вам в клинику?

Я отказал ему. Ему нужно было 25 комнат.

СМне кажется, что Берлускони мог бы заплатить за 25 комнат, и для вас это хорошо.

Нет, потому что с ним приезжали люди, которым не нужно было лечиться. Двадцать пять комнат и только один пациент. Я ему сказал: мы тебе поможем на дому, если хочешь, но принять не можем.

СУ вас был кто-то из русских политиков или звезд?

Да, но я не могу называть имена. Я упомянул о Берлускони, потому что он сам всем рассказал.

СА Моника Беллуччи у вас была?

Да. Опять же, я говорю об этом только потому, что она сама рассказала журналистам.

СОна проходила курс один раз или постоянно это делала?

Не могу сказать. Я говорю только то, что она сама рассказала массмедиа.

СТо есть можно приехать в вашу клинику и не только похудеть, но и встретить Монику Беллуччи за соседним столом? Это такой отдельный бонус?

Нет. Это все-таки не тип наших клиентов.

СА какой самый типичный клиент вашей клиники?

Мы такой статистики не ведем.

СПосоветуйте лучшую программу, которую можно пройти в клинике Мерано?

Зависит от человека.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СЧто бы вы порекомендовали мне?

У вас очень хорошие физические данные.

СНельзя быть слишком богатым или слишком здоровым.

Единственное, что вам нужно, — это отрегулировать небольшую проблему с гинекологической точки зрения. Вам надо контролировать гормоны, но не больше. Не беспокойтесь.

СДа вроде все нормально у меня.

Я вижу вот здесь небольшие прыщики.

СТо есть и анализы не надо делать, вы можете сразу все сказать?

Да, но я не хочу быть магом.

СКогда лучшее время, чтобы приехать в Мерано?

Нет такого периода. Если вы хотите плавать на улице в бассейне, то приезжайте летом. Все приезжают, когда хотят. И вы приезжайте. Позвоните мне.

Спасибо большое!С