Можно ли заниматься музыкой с удовольствием

Как избежать муштры и насилия, обучая ребенка музыке? Есть люди, которым это удается. Их дети становятся успешными исполнителями, оставаясь нормальными подростками

Фото: Alamy/Photas
Фото: Alamy/Photas
+T -
Поделиться:

Я лично думать забыла о музыкальной школе сразу после того, как получила наконец зеленый диплом — не без давления со стороны родителей. Потом играла только для себя и строго в режиме релаксации. Мнение относительно подростков, которые готовы расшибиться в лепешку ради исполнительской карьеры, сложилось как-то само собой. Здорово, конечно. Когда смотришь издалека... Допустим, с 15-го ряда Большого зала консерватории.

Пятнадцатилетнюю виолончелистку Настю Кобекину я встретила пару месяцев назад, когда снимала телевизионный сюжет о Центральной музыкальной школе. Девочке удалось изгнать приютившийся в моем сознании стереотип. Она не была похожа на затраханную серую гусеницу, которая, если повезет, через пару лет обернется бабочкой. Настя оказалась клевой. С полным пакетом тинейджерских прибамбасов.

Ок, она явно не станет работать под минимал-техно, беситься под нью-рэйв и встречать рассвет дабом. Хотя кто его знает? Настя — редкая для эпохи информационного бума разновидность «хорошей девочки», этот тип отшлифовался относительной изоляцией.

— А что тебе нравится из неклассической музыки?

— Группа «Кино» и фолк.

Это, конечно, сказывается легкая «желтушность» современного сознания, но у меня перед глазами упорно стоит пример пианистки Полины Осетинской, которая сделала головокружительную карьеру и тоже заявила о себе еще ребенком. Ну, а потом подросла... И выяснилось, что ее отец чуть ли не головой о батареи бил для повышения КПД.

В величии советской музыкальной школы не приходится сомневаться, но методы настораживают. Меня лично семилетнюю били пальцами о клавиши. Не то чтобы очень больно, но как-то стремно. Разумеется, из муштры может выйти толк. Но нельзя ли без нее?

Я смотрю на Настю Кобекину и вижу осознанного увлеченного ребенка. Рядом с ее виолончелью нежно раскладывали игрушки. Ее не пытали уроками по несколько часов — силы бережно распределяли по 40-минутным блокам. Она рано почувствовала вкус к успеху: уже в 13 лет отыграла соло с оркестром на сцене Зала имени Чайковского (триумф на конкурсе «Щелкунчик-2007»).

Тут и осеняет, какой же это на самом деле труд. Воспитать в сыне или дочери творческий интерес, подобрать чуткого преподавателя, запастись терпением, защитить талант от грубых методов и поддержать его, словно огонь в костре.  

Моей дочери Даниеле всего полтора. Она обязательно будет заниматься музыкой, и не важно, станет ли это профессией.

Но вспоминая свой опыт, я пока так и не определилась — как, с кем, по какой системе. А как занимаются ваши дети?

Комментировать Всего 4 комментария

Отвечу на вопрос, как занимается музыкой моя старшая дочь Варвара. Варя сама изъявила желание учиться музыке, правда, она очень хотела научиться играть на розовой гитаре с звездами. Гитары не было и мы предложили ей пианино. Ей было почти пять лет. В музыкальную школу отдавать ее не хотелось. Я просто нашла ей девочку-студентку компазиторского факультета с чудесным именем Роса. Девушка оказалась милейшей, Варе с ней заниматься очень нравилось, а младший сын с ней откровенно заигрывал. Но вот в этом году у нас произошел первый сбой - Варя категорически стала отказываться заниматься - ей стали оставлять домашние задания. Две недели я страдала от ее упрямства. Но выход был найден довольно просто: в один прекрасный вечер я села и стала играть то, что ей было задано (благо "произведения" типа "Два веселых гуся" сыграть мне пока еще просто). Варю прорвало - она стала играть по утрам и вечерам. Дальше больше - Варя заявила Росе, что хочет сама попробовать сочинить колыбельную. На том и порешили - Варя за неделю должна была придумать мелодию, а на занятии Роса ей помогла бы ее записать. Свершилось - Варя действительно придумала колыбельную про Котика (музыку и слова). Сама же ее под чутким руководством Росы записала, а теперь разучивает. Кончено, не Моцарт, но таким образом первый сбой мы преодалели.

А в музыкальную школу отдавать я все равно пока ее не хочу. У Вари явно есть слух и талант, но мне она кажется еще такой крошкой для школы...

Ольга, спасибо Вам огромное за Вашу историю! Она пример очень позитивного развития музыкальных способностей ребенка. Желаю Вашей Варе и дальше не терять интерес к занятиям и уверенность в себе. У меня, кстати, среди близких имеется пример очень хороших занятий в музыкальной школе. Учительница, которая притворяется строгой, но при этом без конца хвалит ребенка и ругает его родителей и излишнюю требовательность и стремление заниматься с ним дома, когда это "ее дело, учить его". Ребенок - правда, он по природе ужасно амбициозный, - в полном восторге. Но они еще маленькие. А можно ли на одной только страсти к абстрактному довольно успеху удержать подростка?

Ася, очень интересная статья.

У меня есть один знакомый музыкант  подрабатывающий уроками. Недавно он показал мне тонюсенькую книжечку какого-то русского старого автора где очень тонко описывалась детская психология и как не отбить желания заниматься музыкой тем что ставишь руку, и т.д. К сожалению истории о русских преподавателях музыки чаще все-таки слышишь самые ужасные... И это не только к музыке относится, вообще к педагогике. В теории -- все правильно. На практике - ужас. 

Труд - этот действительно родительский и я на него еще пока не готова. Но подумать есть о чем.

Маша, большое спасибо за проявленный интерес. А у вас в школе есть занятия музыкой? И если да, то как они выглядят? Я вот, например, думаю, почему все учатся только на классике? Ведь Настина мама права - ребенку гораздо приятнее играть что-то более современное. Не факт, что вместо, но хотя бы вместе... У меня был опыт одновременного обучения в музыкльной школе и "Класс-центре" Сергея Казарновского, ну, и соответственно, музыкой индивидуально я в "Класс-центре" не занималась и завидовала ужасно своим одноклассникам, которые играли в 11 лет такой прямо хулиганский манерный джаз. А я даже и не помню, что играла.