«Триптих» — это три спектакля за один вечер: «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из Фауста».

Галина Тюнина исполняет центральные женские роли: скучающую супругу помещика Наталью Павловну, донну Анну и юную Гретхен. По словам актрисы, Фоменко «ускорил выход на зрителя», и это чувствовалось. Декорации пару раз застревали, Кирилл Пирогов и Карэн Бадалов иногда забывали слова. Но сама Тюнина играла уверенно, будто это была не премьера спектакля, а его юбилей.

Каждая из частей «Триптиха» имеет свою интонацию. Ирония первой приобретает трагический оттенок во второй, и если в первых двух зрители смеются и порой не могут удержаться от аплодисментов, то третья заставляет их задуматься.

Премьера была тихой, даже камерной. Собрались все свои: здоровались через ряд и сетовали, что сидят не вместе. Кроме театральных критиков и режиссеров, на спектакль пришли сами «фоменки»: Полина Агуреева, Ирина Пегова и Алексей Колубков. Свободных мест не было, и актеры сидели на боковых стульях, как на учебной сцене в ГИТИСе.

«Триптих» — первая работа Фоменко, для постановки которой он выбрал Малую сцену, что находится в новом здании театра. Она сделана так, что когда поднимается задник, зритель видит фойе. Таким образом, пространство обретает дополнительный объем, и сам интерьер является декорацией.

В конце спектакля границы между залом и сценой стираются окончательно. Когда Мефистофель сообщает Фаусту об «испанском корабле, виднеющемся вдали», и тот восклицает: «Все утопить!», на задние ряды опускается огромное фиолетовое полотно и плывет поверх голов к сцене.

Таким образом, театральное пространство буквально врывается в зал. Но лучше это видеть своими глазами. Правда, билеты на ближайшие даты давно раскуплены.

 

Маша Кушнир