Беседа прошла в рамках цикла «Академия хедлайнеров». Собеседниками Чудиновой стали:

  • Алексей Ситников, лайф-коуч, консультант Германа Грефа и Бенджамина Натаньяху;
  • Артем Агабеков, основатель платформы по развитию навыков осознанной жизни Mind.space;
  • Дмитрий Шаменков, эксперт по семейной медицине, ментор и член экспертной коллегии Фонда Сколково;
  • Никита Рождественский, эксперт по трансформации компаний и людей, инструктор по Mindfulness;
  • Дмитрий Железнов, коммерческий директор ГК «КОРТРОС».

Посмотреть и послушать беседу можно здесь:

В ходе дискуссии собеседники определили понятие коуча и рассказали, как отличить хорошего специалиста от плохого.

Что отличает недобросовестного коуча:

  • Использует манипулирование вместо «развивающей коммуникации». Манипулирование — это снижение вариантов выбора, «развивающая коммуникация» — напротив, увеличение степеней свободы.
  • Субъективен. На практике это означает, что коуч выбирает такой путь, который больше подходит ему самому, а не клиенту. Например, симпатичная клиентка пришла, чтобы решить проблемы в браке, а ее психотерапевт «сразу понимает», что «поможет» ей развестись.
  • Использует крючки зависимости — он пытает «подсадить на себя» клиента. На практике это означает, что клиент разучивается выбирать или совершенно не может решить, что же ему делать, без подсказки коуча.

Что отличает хорошего коуча:

Он понимает, что в его профессии есть три роли (ипостаси). Он умеет их правильно определять и информировать об этом клиента. Информирование нужно не только для клиента, но и для самого коуча, чтобы не «сбиваться». Какие существуют ипостаси?

  • Психотерапия — это про личное. Психотерапевт не имеет права давать советы. Он показывает варианты выбора, а сам выбор делает клиент/пациент.
  • Консультант — это про бизнес, общество. Консультант дает советы, но только касающиеся бизнеса. Он не затрагивает личную жизнь клиента.
  • Коуч — это совмещение психотерапии и консультирования. Но коуч так же, как и психотерапевт, не имеет права давать советы. Коуч только задает вопросы. Много вопросов, на которые клиент отвечает сам. Вопросы нужны для того, чтобы клиент мог внимательно посмотреть на все шесть аспектов собственной жизни — здоровье, личную жизнь, деятельность, социум, личное развитие, увлечения (хобби) — и настроить их гармонично.