Серена Уильямс  празднует победу во втором раунде женского одиночного разряда Уимблдонского чемпионата по теннису. Лондон, 2016 год
Фото: Clive Brunskill / Getty Images
Серена Уильямс празднует победу во втором раунде женского одиночного разряда Уимблдонского чемпионата по теннису. Лондон, 2016 год

О своем уходе Серена Уильямс объявила со свойственным ей величием, написав философскую колонку для Vogue. Разумеется, на обложке номера была сама Серена, но не одна.

«Сегодня утром мы с моей дочкой Олимпией, которой в этом месяце исполняется пять, ехали за новым паспортом перед поездкой в Европу. Мы сидим в машине, и она держит мой телефон с любимым образовательным приложением. Робот спрашивает: “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Она не знает, но я слышу ответ, который она шепчет в телефон. Она говорит: “Хочу быть старшей сестрой”», — написала в колонке Уильямс. 

Именно желание посвятить себя семье, а вовсе не возраст (26 сентября Серене исполнится 41 год) подталкивает ее к уходу из большого спорта. Уильямс признается, что от мыслей о завершении карьеры ей становится плохо: к горлу подкатывает ком, а на глаза наворачиваются слезы.

Серену можно понять. Ведь именно благодаря игре она получила все, что имеет сейчас: известность, деньги, признание, возможность играть в кино, сниматься в клипах, вкладываться в перспективные стартапы.

Целеустремленность, уверенность, смелость

«Помню, как в детском саду я училась писать алфавит. У меня не получалось идеально, и я проплакала всю ночь. Это меня так злило, — пишет в колонке Серена. — Я снова и снова стирала и переписывала эту букву “А”, и мама разрешила мне не спать всю ночь, когда сестры были в постели. Я всегда была такой. Я хочу быть великой. Хочу быть идеальной. Я знаю, что совершенства не существует, но не хочу останавливаться, пока не добьюсь его».

Теннис постоянно бросал Уильямс новые вызовы. Впрочем, к вызовам она привыкла: характер спортсменки формировался под влиянием ее отца Ричарда, который был одержим идеей сделать из сестер-погодок Серены и Винус профессиональных теннисисток. Однажды он увидел, как Вирджиния Рузичи выиграла турнир и получила чек на 40 тысяч долларов. «Я не думал, что кто-то может заработать столько за четыре дня, тем более женщина. Я не мог выбросить это из головы. За пару дней? Серьезно?»‎ — вспоминал отец сестер Уильямс в автобиографии.

Ричард расписал план достижения успеха на 78 страниц, а жена Орасин его поддержала. В июне 1980-го родилась Винус, в сентябре 1981-го — Серена. К тому моменту отец уже погрузился в мир тенниса: смотрел матчи, брал уроки и разрабатывал тренировочную концепцию для дочерей. Он построил ее на трех принципах, которые назвал «треугольником жизни Уильямса»: целеустремленность, уверенность, смелость.

Теннисистки Винус и Серена Уильямс с отцом Ричардом Уильямсом, 1991 год
Фото: Paul Harris / Online USA / Getty Images
Теннисистки Винус и Серена Уильямс с отцом Ричардом Уильямсом, 1991 год

Чтобы закалить характер будущих чемпионок, Ричард перевез семью в гетто. Серена и Винус выросли в Комптоне — небольшом городе к югу от Лос-Анджелеса. Им приходилось тренироваться на корте в местном парке под аккомпанемент перестрелок комптонских банд. Однажды Ричард привел туда толпу детей из местных школ и заставил их выкрикивать оскорбления в адрес Серены и Винус. «Чтобы добиться успеха, нужно быть готовым к неожиданностям. Критика помогает лучше раскрыться»‎, — так объяснял свои методы отец сестер.

Противостояние с Шараповой и сила характера

Максимализм, помноженный на несгибаемый характер, закаленный тренировками в гетто, привел Серену на вершину. 23 выигранных турнира Большого шлема (последний из них на втором месяце беременности), четыре олимпийских золота, 186 недель (три года и семь месяцев) подряд во главе женского рейтинга WTA и почти 95 миллионов долларов призовых. 

Но даже после обретения бесспорного величия 40-летней Серене не давало покоя то, что она не побила рекорд Маргарет Корт, которая выигрывала турниры Большого шлема 24 раза. Чтобы закрыть гештальт, Уильямс надо было выиграть в этом сезоне Уимблдон, а затем и US Open — в таком случае титулов Большого шлема у нее стало бы 25. Но этого уже не произойдет: на Уимблдоне Серена проиграла в первом круге Армони Тан в трех сетах (5:7, 6:1, 6:7).

Уильямс — ярчайший представитель спортивных эго-маньяков, помешанных на победах и личных достижениях (в футболе, например, таковым является Криштиану Роналду). Чего стоит одно только ее противостояние с Марией Шараповой. В 2004-м Уильямс проиграла 17-летней россиянке финалы Уимблдона и итогового турнира WTA. После поражения Уильямс, рыдая в раздевалке, прокричала: «Я больше никогда не проиграю этой сучке!» За следующие 15 лет Уильямс обыграла Шарапову 19 раз подряд. Семь побед были добыты в финалах различных турниров, в том числе на Олимпийских играх. 

Успешна примерно во всем

Внешность Серены всегда активно обсуждали: девушку постоянно подозревали в приеме запрещенных препаратов. Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в эфире шоу «Вечерний Ургант» назвал Серену и Винус «братьями Уильямс», за что получил годичную дисквалификацию от WTA и штраф на 25 тысяч долларов. 

Серена Уильямс на  Met Gala. Нью-Йорк,  2021 год
Фото: Theo Wargo / Getty Images
Серена Уильямс на Met Gala. Нью-Йорк, 2021 год

«Меня не заботит, как окружающие оценивают мою внешность. Мне никогда не удастся поменять ее на другую. Люди начали обсуждать мою фигуру уже давно и продолжают до сих пор. Для меня важно лишь то, как я сама себя чувствую, что принимаю и пропускаю через себя. Я остаюсь уверенной в себе, невзирая на негатив. Об этом мне хочется рассказывать всем женщинам, особенно юным девушкам. Вы должны любить себя, потому что если не будете это делать, то и другие не полюбят», — спокойно отвечала хейтерам 35-летняя Серена в интервью The Fader. 

Спустя три года она вышла на корт Ролан Гаррос в облегающем костюме женщины-кошки. Эпатаж всегда был неотъемлемой частью образа Серены. Свою внешность она сделала фишкой. «Вас что-то не устраивает в моей фигуре? Тогда посмотрите еще раз» — как бы говорила Уильямс, снимаясь в откровенных фотосессиях для Sports Illustrated и Vanity Fair на седьмом месяце беременности.   

Серена успешна примерно во всем. Она врывалась в мир высокой моды, дебютировав на неделе моды в Нью-Йорке с собственной коллекцией. Создавала благотворительные фонды, строила школы в Кении и на Ямайке, заключала многомиллионные контракты с топовым брендами. Вместе с каналом НВО она сняла документальный фильм «Быть Сереной», в котором рассказала о жизни в гетто, беременности, родах в 36 лет и трудностях восстановления спортивной формы. 

Феномен Серены и в том, как она поддерживала интерес к женскому теннису. В годы своего доминирования — с 2007-го по 2015-й — она выигрывала почти каждый турнир, в котором участвовала, исход был известен заранее, но популярность WTA не падала. За женским теннисом следили, его обсуждали. 

Последние пять лет Серена не в топе. Но с тех пор ни одна первая ракетка мира не приковывала к себе столько внимания и не приближалась к уровню стабильности Уильямс. И даже сейчас предстоящий US Open обсуждают в первую очередь в свете ее окончательного ухода из тенниса. Кажется, это и есть величие.

Автор: Егор Петров