Как современное искусство используется в оформлении общественных пространств — разговор с авторами панно Deus Particula
Юлия Тряскина, соучредитель и партнер группы компаний UNK, архитектор
Зачем таким архитектурным проектам как Moscow Towers объекты современного искусства?
Когда мы говорим о внедрении искусства в пространство небоскребов, речь идет о гораздо более глубоком замысле, чем может показаться на первый взгляд. Это способ очеловечить гигантские пространства, превратить холодную геометрию стекла и бетона в нечто более близкое и понятное человеку. В Moscow Towers мы создали многослойное пространство, где искусство играет роль камертона, настраивающего масштаб здания на человеческое восприятие.
Монументальное панно становится той самой точкой отсчета, которая помогает организовать пространство — от камерной входной зоны, где человек чувствует себя уютно, до масштабных видовых площадей. Это своего рода архитектурная партитура, где каждый элемент работает на создание гармоничной среды. Искусство здесь не просто украшает стены — оно формирует новый диалог между зданием и городом, между внутренним и внешним пространством, создавая особую атмосферу, которая ощущается как внутри башни, так и на прилегающей территории.
В небоскребе, который вы спроектировали, с самого начала было запланировано создание монументального панно. Зачем это пространству?
История этого небоскреба довольно запутана — он прошел через несколько трансформаций, и нынешний проект строился на фундаменте, замороженном еще в 2008 году. Мы полностью переосмыслили конфигурацию здания, адаптировав его под современные технологии и конструктивные решения.
Когда мы работали над концепцией интерьера, стало очевидно, что в таком высоком лобби нужен особый подход. Никто не хочет чувствовать себя песчинкой, возвращаясь домой — это нормально для театров или выставочных пространств, но не для жилого здания. Монументальное панно родилось как решение этой эргономической задачи, но постепенно обросло более глубокими смыслами — эмоциональными, ментальными, художественными.
В этом и заключается особенность проекта: мы не просто «обшили стены панельками», а создали пространство с собственной душой. Это особенно важно для стеклянного небоскреба, у которого, по сути нет традиционного фасада. Панно становится его внутренним содержанием, тем, что здание транслирует городу и его жителям. Оно задает настроение, формирует культурный код, который будет считываться десятилетиями — как те монументальные панно в советских дворцах культуры, которые до сих пор создают особую атмосферу и наполняют пространство смыслом. Это новое осмысление городской среды, где бизнес-пространство обогащается культурным измерением, делая холодную геометрию небоскреба более человечной и осмысленной.
Арсений Крюков, арт-куратор «Арс Нова»
Какое место сегодня занимает монументальное искусство в городском пространстве? Зачем нужен этот симбиоз архитектуры и художественной составляющей?
С развитием архитектуры стремительно появляется запрос на интеграцию паблик-арт-объектов в городское пространство. Это влияет на общий уровень культуры и восприятия среды, делая ее более живой, разнообразной и узнаваемой. При этом сам объект помогает архитектуре создать свою уникальную идентичность, наделив ее душой и новыми социокультурными смыслами.
Вы начали с творческого конкурса между художниками — каким образом вы их подбирали, на какие критерии опирались?
При старте создания кураторского задания мы руководствовались техническим регламентом от архитекторов проекта. Он включал в себя габариты панно и металлических пластин, материал изготовления и параметрический характер основы.
Такое многодельное и высокотехнологичное произведение диктовало нам и критерии, по которым мы начали процесс формирования шорт-листа из художников. В первую очередь, это широкая репрезентативность в арт-среде — нам требовался известный и состоявшийся автор, принятый в галерейном и музейном сообществе, способный к созданию проекта подобного масштаба. Во-вторых, мы искали художников, способных работать в подобной технике исполнения в металле и пониманием параметрической архитектуры.
Выбор пал на работу Андрея Бергера, почему?
Безусловно, Андрей Бергер прямо сейчас входит в топ-лист знаковых современных художников — его мультидисциплинарность, понимание геометрии архитектуры и филигранное владение линией позволили наследовать большую архитектурную идею и придать ей не менее величественные новые смыслы.
Андрей Бергер, художник, автор концепции
Deus Particula — в переводе с латыни — божественная частица. Расскажите, из каких таких частиц состоит ваша работа? И как они перекликаются с изначальным замыслом архитекторов?
Меня, как художника, вдохновила концепция архитектурного бюро Вернера Зобика, заложенная в основу башен Moscow Towers. Луч света, рассекающий башню и формирующий ее вертикаль — это же практически готический шпиль, устремленный ввысь. Архитекторы направили этот луч сквозь здание, спустили его в центральную входную группу. И вот тут мне пришла идея. А что, если в этот драматический момент свет не исчезает, а рассеивается, наделяя пространство душой?
Этот художественный жест, продиктованный физикой распространения света, перерос в концепцию движения энергии. Проходя сверху вниз, она растекается по первому этажу, наполняет боковые пространства. Я перебрал множество вариантов: представлял потоки воздуха, которые обтекают архитектуру, жидкость, которая разливается по лобби.
В итоге я увидел некое сакральное пространство, которое луч пронзает насквозь. Как луч закатного солнца, выхватывающий из темноты пылинки, танцующие в воздухе. Этот танец частиц и стал основополагающим принципом для моей графики.
С помощью 3D-анимации я создал симуляцию этого танца – движения воздуха, кружения частиц. Учитывал особенности пространства, колонны, объемы. Моя задача — пластически обыграть луч, развести его по боковым нефам. Чтобы само движение как будто подхватывало зрителя, направляло его к лифтам, приглашая подняться выше, на другие уровни 3D.
Андрей Четвериков, партнер консорциума Макрофабрика-Struktura
Для реализации проекта вы создали специальную арт-фабрику, где создается панно — расскажите об этапах.
Для решения такой амбициозной задачи, как создание металлического панно из 14 тысяч пластин из нержавеющей стали, нам понадобилось провести лабораторные исследования. Мы выбирали оптимальную цветовую гамму, тестировали гипотезы по нанесению на металл красочного слоя, чтобы убедиться в том, что краска не будет стираться. Результатам этапа стал фрагмент (мокап) одной пятнадцатой панно, где мы убедились в своих решениях: как выглядит поворотная пластика пластин, как выглядит рисунок при естественном и искусственном освещении.
Вы итоге в августе 2024 года для росписи панно мы создали целую арт-фабрику, где специально под проект выстроили мольберт для выкладки металла и росписи одной двенадцатой части панно, где наша техническая команда работала рука об руку с художником подобно заводу по производству часов, где все процессы от поставки металла до его сборки на монтаж происходит абсолютно бесшовно.
Как будут выглядеть итоговые панно в небоскребе? Расскажите про монтаж?
Чтобы монтаж такого количества расписанных пластин со своим индивидуальным поворотом не стал кошмаром для монтажников, мы на старте работ на арт-фабрике присвоили каждой пластине свой персональный номер, который разместился на обороте при помощи лазерной печати. При доставки пластин в фойе Moscow Towers мы также стремились сделать процесс выкладки бесконтактным — каждая пластина обладает своим индивидуальными чехлом. Такой подход вкупе с персонализацией позволяет разместить пластины на панно так же быстро, как зрители могут найти свое место в зрительном зале кинотеатра.
Почему завершение строительства башен Moscow Towers — важное событие для Москвы, для ее жителей? А для арт-комьюнити? Смогут ли башни стать новым символом Москвы, на ваш взгляд?
Moscow Towers — один из немногих небоскребов ансамбля Москва-Сити, который не только обладает высочайшими инженерными атрибутами, но и имеет свою индивидуальность, лицо, выраженное в глобальном архитектурном замысле и произведении монументального искусства в интерьере. Благодаря нашему подходу мы надеемся, талантливые авторы смогут сосредоточиться на творческой̆ составляющей̆ собственной̆ работы, а девелоперы получить высококачественное произведение, отвечающее не только эстетическим, но и строительным стандартам.