В третьем выпуске проекта «Вещи и лица» коллекционер винтажной одежды и антиквариата Мари Сокол рассказывает «Снобу» о том, от чего зависит цена винтажных вещей и как их «правильно» носить, чем полезны для общества коллекционеры такого рода, почему зумеры уважают антиквариат больше, чем их родители, какие превратные представления о прошлом у нас есть из-за кинематографа и постановочных фотографий и как на самом деле одевались наши прабабушки и прадедушки
Мари Сокол Фото здесь и далее: Мария Хавторина
Некоторые коллекции выглядят как живой организм, а некоторые — как мертвый архив. Как нужно подходить к созданию коллекции винтажа, чтобы она не напоминала безжизненный музей, не была грудой нафталиновых бабушкиных тряпочек?
Коллекционеры могут собирать и бабушкины тряпочки, тут уж кому что интересно. Но я вынуждена сказать очень некомплементарную вещь: все всегда зависит от вкуса. Если человек им обделен, это обязательно скажется на коллекции — она будет безжизненной. Когда нет вкуса, любое коллекционирование становится бесполезным занятием, пустой тратой денег и времени.
Хорошая коллекция должна быть описанной. Если ты всерьез занят этим делом, ты не просто гуляешь и покупаешь случайные вещи, которые тебе приглянулись, а систематизируешь свой труд, собираешь что-то определенное и заводишь каталог своих приобретений. Описываешь размеры вещи, материал, место, в котором она изготовлена, и ее историю, провенанс. Так же, как это делается во всех музеях. Покупка, складирование и «выгуливание» старых шмоток не делает тебя коллекционером — это забавное хобби. Кстати, в случае твоей смерти систематизированные вещи проще будет передать в музей или выставить на аукцион.
Коллекционирование винтажа — это что-то социально значимое? Другими словами, вы ставите перед собой какую-то миссию, хотите о чем-то заявить своими вещами?
Можно сказать и так, но отчасти. Однако, если бы не коллекционеры, не собиратели искусства и редкостей, которые вели каталоги приобретенных вещей и фиксировали все мелочи, сегодня не было бы музеев. Мы бы существенно меньше знали о нашем прошлом. Чем крупнее коллекция, тем больше информации о нас и нашем времени уцелеет для будущего. Но есть проблема: музейное сообщество несколько лет назад зачастую не принимало коллекционеров. Если ты частный коллекционер и хотел выставлять свои вещи в музеях, они скорее всего стали бы сопротивляться: ты «не свой», «с улицы».
Некоторые площадки осознают значимость коллабораций с частниками, но в целом музейное сообщество было до недавнего времени очень снобским — привет из СССР. Оно жило по принципу «мы выше вас». Сейчас в регионах появляются отличные частные музеи, многие люди пытаются что-то делать своими силами, и эта горизонтальная связь с народом позволяет наконец-то сдвинуть гору музейного снобизма, прорасти интересным проектам.
Мари Сокол и Алексей Черников
Почему ваш выбор пал на винтажную одежду и антиквариат? Эта эстетизация прошлого — форма эскапизма?
Это хобби началось в детстве, в 1980-х, с коллекционирования открыток. Любовь к одежде — оттуда же. Я всегда любила красиво приодеться, спасибо маме. В советские времена она мне привозила интересную одежду из стран Балтии. А потом я стала сама ездить в Петербург закупаться винтажными вещами. Из Европы стараюсь не привозить одежду, потому что там слишком легко ее добыть, и должного азарта не чувствуешь. Намного интереснее искать что-то в Москве!
Почему винтаж? В 1990-х и 2000-х в России не было доступных иностранных брендов, красиво и необычно можно было одеться только в секондах и на различных развалах. Помню, были такие в Кузьмичах (метро Кузьминки. —Прим. ред.), но больше всего было в Питере. Желание так одеваться — наверное, в какой-то мере и можно назвать эскапизмом, но больше в нем все-таки элементарного желания свободы. Это не субкультура и не заявление миру о чем-то, как было у хиппи, а естественная потребность одеться во что-то органичное тебе, чего не предоставляет рынок.
Где вы сегодня покупаете новые экземпляры для коллекции? Или для вас это как охота: где увидел добычу — оттуда и забрал?
По секондам я уже тысячу лет не хожу. В основном закупаюсь на «Авито» и «Мешке». Это очень удобно: сидишь дома, листаешь ленту объявлений — и находятся редкости. Но этим действительно надо жить, в любое время дня и ночи вдумчиво просматривать сайты и любить это занятие.
Какой-то винтаж не стоит почти ничего — его продают оптом, килограммами. А какой-то — весьма дорогой. Ты покупаешь брендовый пиджак за 50 тысяч в элитном секонде на Китай-городе, но на «Авито» такой же продается за 500 рублей. Как понять, что продавец завышает ценник? И от чего вообще зависит цена винтажной вещи, кроме бренда и ее состояния?
Все просто: продавец чаще всего называет произвольную цену. Если ты готов заплатить за какую-то вещь, ты заплатишь, и тебе будет неважно, сколько она стоит «на самом деле». Есть люди, которые принципиально не покупают винтаж дороже пятисот рублей, — ну и флаг им в руки! С таким подходом сложно что-либо достойное найти.
Цены в магазинах винтажа зависят в основном от того, насколько это раскрученные магазины. Но на дешевом товаре, честно говоря, легче заработать. Кстати, бывает и так, что продавец не хочет расставаться с какой-то вещью, поэтому завышает ценник специально. Рынок антиквариата в целом колеблющийся — когда повышается спрос на какие-то предметы, они становятся дороже. Ну, это понятно. А еще цена во многом зависит от истории, стоящей за вещью. Если она принадлежала известному человеку, за нее на аукционах могут отдать хоть миллиард.
Вы чувствуете связь с предыдущим владельцем винтажной вещи, фантазируете о том, какой это был человек? Насколько вообще вам важно, чьей была вещь до вас?
Совсем не важно. Информация о владельце нужна мне только для того, чтобы записать ее в каталоге. Мне вообще гораздо интереснее обыкновенные люди, обыватели, чем какие-то «звезды». Интересно узнать, пережил ли тот или иной человек репрессии и войну… Кумиров ведь делают обычные люди. За обычными люди сила — и история.
Кстати, а как люди прошлого относились к своей одежде? У них и у нас одинаковые представления о стиле и самовыражении через одежду — или раньше на нее смотрели более утилитарно?
Конечно, точно такие же! Для фотографий люди тогда надевали самое лучшее, что у них было, — точно так же, как и мы. В сфере потребления мы от них ничем не отличаемся. И их одежда не была «более утилитарной», чем наша. Для каждого случая у людей были определенные вещи.
Народ вообще любил ярко одеваться во все времена. У меня есть старообрядческий молельный сарафан второй половины XIX века —у него отделка по передней планке из такой яркой тесьмы, что его можно спокойно носить сегодня. Мало кто поймет, из какой эпохи эта вещь и для чего она предназначалась. Но, увы, наше восприятие истории сформировано фильмами и фотографиями. Поэтому мы имеем превратное представление о том, как выглядели наши предки и их быт.
Значит, не я один ассоциирую разные эпохи с определенным цветом и фильтром, наложенным на него? Весь XIX век — это зернистая сепия, 1930-40-е — нуар, черно-белое время, 1950-60е — палитра ядовитых цветов, 1990-е — какая-то серо-буро-малиновая гамма из пестрых видеоклипов не лучшего качества, 2000-е — легкие оттенки, замыленное изображение с засветами...
Кинематограф и постановочные фото из прошлого дают нам очень усредненные представления — потому что так было удобнее чисто в техническом плане создавать образы с помощью каких-то цветов или оттенков черно-белого. Даже появление роковых блондинок в западном кино 30-40-х обусловлено разработкой специальных фильтров, которые влияли на восприятие черно-белых изображений. Киностудии придумали способ показать нам монохромную ленту таким образом, чтобы мы интуитивно чувствовали, какого цвета вещи в кадре. Тут постарались и гримеры со специалистами по освещению.
А как на самом деле выглядел ХХ век в плане одежды, какого цвета было на улицах больше всего?
Я буду говорить про Россию и больше про общую эмоционально-визуальную атмосферу эпох, чем про одежду — люди все-таки носили очень разные вещи. 1920-е — это черный и красный, 1930-е — белый, 1940-е — черный и зеленый (в моде был травянисто-болотный цвет). 1950-е — что-то полупрозрачное, розовое и голубое. 1960-е — кричащие жесткие цвета: белый, черный, красный, зеленый, — микс всего, что было до того. 1970-е — это уже не про цвет, а про поп-ап, я бы так сказала. Про эксперименты с принтами. 1980-е — в моде снова спокойствие, что-то серое и фиолетовое.
Чтобы понимать, как люди реально выглядели, достаточно заглянуть в журналы мод за интересующий период. Вы знаете, как одевались русские женщины в 1943-м, например? Представьте: это разгар войны, везде разруха, все делается для фронта. А мы посмотрим в советский журнал мод (да, они выпускались даже в такое время) и увидим там колоссальное количество картинок с платьями, туфельками и другой изящной одеждой, сшитой по последней зарубежной моде.
Жены партработников точно могли позволить себе выглядеть на миллион. Советскому человеку объяснялся такой контраст с его жизнью правильностью политической партии: тот, кто ее представляет, должен выглядеть подобающе. Модные дамы во время войны встречались отнюдь не только в Москве. Хорошую одежду и роскошный антиквариат можно было получить в обмен на мешок картошки в любом регионе.
Как надо ухаживать за винтажной одеждой? Она требует каких-то особых условий хранения?
Арендовать какое-то пространство для хранения коллекции я не хочу, поэтому она хранится у меня дома. По идее, винтажная одежда должна находиться в горизонтальном положении, но что-то у меня висит в шкафу — обязательно на мягких плечиках, чтобы ткань не вытягивалась, и в специальных чехлах. Черные вещи — рядом с черными, цветные — с цветными. Чтобы не атаковала моль и другие насекомые, надо перекладывать вещи с места на место, хотя бы раз в три месяца, и обрабатывать их раствором далматской ромашки — как минимум раз в неделю. А вот лаванду и табак не советую. Помогают еще специальные таблетки от моли и, конечно, ловушки для насекомых. Зимой каждая вещь обязательно должна быть проморожена. Еще совет — промывать шкафы и полки формалином. Рекомендую от пыли использовать антистатик для одежды.
Как «правильно» носить винтаж, чтобы не превратиться в аляповатого фрика и выглядеть элегантно? Или смысл как раз в том, чтобы разрешить себе фриковатость, разрушить конвенции своим видом?
С этим тезисом можно согласиться, только я бы не говорила исключительно про фриковатость. Винтажная вещь — это еще и про какую-то историю, про другое качество. К тому же винтаж не всегда выглядит антикварно, порой его отличает от обычной современной вещи только крой и детали — пуговицы, например. Только специалист увидит разницу.
Можно одеться так, что ты будешь выглядеть хуже, чем бабушка. А можно надеть буквально бабушкино платье — и выглядеть на миллион. Это зависит от того, как человек чувствует себя и вещь, которую носит. Ну и, конечно же, снова все упирается во вкус. Порой и насмотренность есть у человека, а вкуса все равно нет — и это не лечится. Таким людям лучше обратиться к стилистам, хотя и у стилистов со вкусом зачастую не все в порядке.
Винтаж должен быть с тобой в гармонии — и внутренней, и внешней. Надо просто научиться понимать, что идет персонально тебе. А для этого необходимо принятие в себе чего-то, определенных черт и физических данных. То есть винтаж — это про самосознание и про внутреннее согласие. Хотя бывает и так, что человек находится в полной гармонии со своей одеждой, а она ему катастрофически не идет…
Получается, есть люди, которым противопоказан винтаж?
Пожалуй, нет. Даже те, кто не может подобрать красивый образ в этом стиле, могут просто носить крутую винтажную сумку — и одной этой детали хватит. И для офисной одежды, и для повседневной, и для вечерней.
В России даже в крупных городах на любителей покрасоваться в необычном наряде смотрят с подозрением, порой — с усмешкой или агрессией. А на Западе выше степень принятия ретро-эстетов?
За границей внешний вид человека безразличен всем вокруг. Это как на нудистских пляжах, где никто не уделит вам внимание. У нас, кстати, в 1920-х существовало общество «Долой стыд» — люди ходили обнаженными по улицам городов, культивировали свободу самовыражения и отказ от условностей. А вот уже с 1930-х модничать у нас стало не принято. Отголоски этого сказываются до сих пор, но рано или поздно до наших глубинок дойдет осознание, что через одежду можно самовыражаться как угодно. Хотя у меня есть знакомый, который живет в деревне и может выйти из дома хоть в короне, но у него никаких проблем из-за этого нет. То есть этот момент и от самого человека тоже зависит, но девочкам, конечно, в этом смысле живется проще.
Помню, как в свое время я выходила с мамой из подъезда в короткой джинсовой юбке, а бабки на скамейке начинали кричать: «Проститутка!..» Эти бабки уже ушли. Остались их дети, которые подзабыли эти ругательства, но иногда ловят флешбеки и начинают придираться к поколению своих детей. Но ведь скоро уйдут и эти люди. И свобода самовыражения для каждого будет неизбежна. Меня безумно радует в этом плане молодежь.
Почему зумеры так любят винтаж? Для них это форма протеста против обыденности?
Я вас расстрою: когда я училась в школе в 1980-х, это тоже было очень модно. Мы доставали бабкины сундуки, перешивали вещи 20-30-х, носили дикий микс. Зумеры просто относятся к винтажу с большим уважением, чем мы. Полагаю, причина в том, что нам многое не договаривали о прошлом. Многое было табуировано в разговорах, взрослые боялись озвучивать что-то о периоде репрессий и войны. Сегодня это все-таки озвучено. И антикварные вещи становятся для молодежи проводниками в историю своей семьи и страны, у вещей появляется свой язык.
К тому же у нынешних 40-50-летних просыпается ностальгия по детству и подростковому возрасту, которую усугубляют какие-то предметы из прошлого. Мы раньше их не ценили, а сейчас стали ценить. И наши дети видят, что мамы и папы почему-то любят старые бабушкины сервизы, советские елочные игрушки, одежду или предметы интерьера — и тоже проникаются уважением и интересом к этим реликвиям.