Нури Оздашкин, владелец компании Yatas Group
Нури Оздашкин, владелец компании Yatas Group Фото здесь и далее: пресс-служба

Вашей компании в этом году исполняется 50 лет. И за это время вы успели выйти на рынки более чем 40 стран. Мистер Нури, расскажите, с чего все началось.

Семейный бизнес начали еще мои родители. Они были очень предприимчивыми людьми и в какой-то момент задумались о том, что в Турции матрасы для сна почему-то производит только один стамбульский завод. При этом матрасы эти были не самого лучшего качества, и на них никогда не было гарантии. Тогда мои родители потратили все свои деньги на станки и начали изготавливать пену для матрасов, а потом и матрасы целиком. Потом появился текстиль и мягкая мебель. Через пять лет бренд стал, пожалуй, самым известным в Турции в своей нише. Мы первые, кто начал давать гарантию качества, поэтому нас начали ценить.

Enza Home активно представлена на мировом рынке, а в России работает через франшизу. В этом году вы открыли свой первый флагманский шоурум за пределами Турции именно в России. Почему, несмотря на то, что многие иностранные компании покидают страну, вы продолжаете инвестировать в российский рынок?

Россия очень похожа в экономическом плане на Турцию. Наша страна — страна взлетов и падений. То же самое происходит и с Россией последние два года. И мы чувствуем себя здесь комфортно, в отличие от конкурентов. Турецкий рынок подготовил нас и эмоционально, и финансово к нестабильным рынкам других стран. Нас этим не напугать.

Главным мировым кризисом за последние 50 лет стал Covid-19. Как он повлиял на вас?

Конечно, когда это только началось, мы боялись, как и все. Боялись и за себя, и за бизнес. Но в итоге Covid-19 стал для нас окном возможностей.

Из-за ограничений люди стали больше времени проводить дома. И начали открывать это пространство заново для себя, ценить комфорт и уют. Некоторые начали замечать, что пользуются неудобной мебелью, что она сломана или в доме чего-то не хватает. Тогда люди обращались к нам.

Этот период стал для компании пиком роста. После того как паника спала, у нас начали расти продажи, открываться новые магазины, мы внедрили в наши линейки больше декора. Начали работать с дизайнерами со всего мира в онлайн-формате.

А продажи в формате онлайн у вас были?

Когда начался Covid-19, у нас уже были запущены онлайн-продажи в Турции. До эпидемии мы продавали только 0,5 % товаров онлайн — он совсем не пользовался спросом. Но после Covid-19 эта цифра возросла до 10 %! Это хорошие цифры, учитывая, что у нас не тот товар, который покупают онлайн. Через интернет у нас покупают в основном текстиль, декор и малогабаритную мебель.

После эпидемии наши продажи пошли на спад. Мы связываем это с общемировой инфляцией, которая сейчас на пике, и думаем, что в следующем году, к марту, она примет стабильную форму и ситуация стабилизируется.

Как вы выбираете, в какой стране будете продавать свою мебель?

Перед тем как выйти на новый рынок, мы детально исследуем предпочтения наших потенциальных покупателей, их менталитет, вкус и образ жизни. Если мы посчитаем, что 80 % нашего товара мы можем продать в этой стране, то выходим на этот рынок. Но мы не останавливаемся на этом и продолжаем анализировать покупки наших гостей в разных странах, в которых представлен наш бренд, потому что везде есть свои особенности.

В Германии мы заметили, что покупателям нужны другие матрасы, не те, что хорошо продаются по всему миру. В Америке большим спросом пользуются панели под телевизор, а в России — нет. В России у многих людей небольшие квартиры, поэтому они предпочитают компактную и многофункциональную мебель. Для нас, людей, живущих в Турции, это было необычно.

Кстати, изучать российского покупателя у нас сейчас очень много возможностей. Во-первых, мы открыли флагманский магазин в Москве и теперь можем общаться без посредников. Во-вторых, по всему миру очень много русских, и многие покупают мебель у нас.

Мистер Нури, почему вы делаете ставку именно на русский рынок?

Мы ему доверяем. Считаем, что он похож на турецкий, и думаем, что знаем, как угодить россиянам. Сейчас рынок полностью открыт для нас. Когда мы пришли, рынок был пустой — рядом с нами были только итальянцы. Теперь и итальянцев не осталось.

С нашим качеством в нашем ценовом сегменте в России у нас почти нет конкурентов. А те ритейлеры, которые близки к нам по ценовому сегменту, к примеру китайские и российские бренды, по-другому ведут бизнес. Они вне конкуренции.

Почему вы так быстро списали их со счетов?

В России очень распространены совсем крошечные магазины по 50–100 квадратных метров, и в них выставлены только отдельные категории товара: только шкафы или только диваны. Или диваны, шкафы и столы, но без единой концепции. Нельзя прийти в такой магазин и в одном месте собрать себе спальню, столовую и гостиную в одном стиле. А у нас собраны 40 капсул, которые можно комбинировать, и все это в одном месте на 2000 квадратных метрах.

Российский бизнес чаще всего использует агрессивные продажи. Мы, турки, считаем, что наши гости должны чувствовать себя как дома и делать покупки неспешно. Они могут попить кофе у нас в шоуруме, договориться о сделке за кухонным столом, а не на кассе. Мы не только продаем мебель, но и привносим гостеприимство, закрепившееся в корнях нашего народа, нашу философию и отношение к жизни.

Какие у вас планы в России?

В долгосрочной перспективе мы планируем открывать производство в России. Сейчас мы производим только внутри Турции и храним мебель на складах в странах, где представлены. Для этого нужно, чтобы продажи пришли к такому уровню, когда есть необходимость производства. Нам нужно выйти на уровень 200–300 магазинов в стране. В нашем нестабильном мире тяжело делать точные прогнозы. Но мы думаем, что, возможно, нам хватит на это пяти лет. Через два года нам нужно — 100 точек продаж, а еще два–три года — 200–300.

Беседовала Анастасия Якубова