Вашему дизайнерскому бренду одежды в следующем году 25 лет. Как вы оцениваете этот длинный путь? Что изменилось? 

В бренде Tegin я изначально задала высокую планку — сделала линию из кашемира и с ней стартовала в 2001 году. До этого я создавала коллекции и перформансы как свободный художник. Планку качества я стараюсь держать уже четверть века: регулярно, два раза в год, создавать сезонные коллекции, чем заслужила любовь клиентов, уважение журналистов и байеров. 

Когда я собрала для «Эрмитажа» коллекцию за весь 25-летний период, стала очевидна линия развития бренда Tegin: от штучных, почти кутюрных изделий к масштабированию и тиражному производству.  В связи с этим менялись материалы и технологии. Когда я стала ездить за тканями на парижскую выставку Premier vision, коллекции наполнились образцами лучших производителей Италии, Франции и Англии. Кашемир — традиционно из Монголии, всегда присутствующий в наших зимних коллекциях. Дублёнки и пальто  появились как дополнение к кашемиру и заняли прочное место в зимней линии.

Сейчас я много работаю как художник по костюмам в театре и кино, и это, конечно, отражается на мне как на дизайнере бренда. В коллекциях то и дело проявляется влияние персонажей фильмов или настроение балетов. Но стиль Tegin и качество пошива неизменны. 

Как бы вы оценили сегодняшнюю российскую модную индустрию?

Я наблюдаю бурное развитие в индустрии, обусловленное запросом российского рынка. Появляется много новых брендов, все стараются занять место на модном Олимпе. Это разнообразие радует покупателей и даёт возможность выбирать. Надеюсь, что вскоре количество перерастёт и в качество.  

Вы давно заинтересованы темой моды и костюма в искусстве, в театре, в кино. Как пришло такое увлечение и почему?

С самого начала карьеры моей настольной книгой была «История моды». В каждой коллекции Tegin можно увидеть отсылки к какому-либо историческому периоду. Особенно к периоду русского модерна, ар-деко, к моде 1930-х или 1960-х годов. А ещё я никогда не пропускаю выставки костюмов там, где бываю.

Ваш стиль работы дизайнера — на стыке моды, театра и современного искусства. Шоу-показы ваших новых коллекций всегда проходят в жанре перфоманса и обладают уникальным авторским почерком. Как вы к этому пришли и почему вам интересно таким образом насыщать моду: создавать одежду не только для жизни, но и для искусства, а на территории искусства представлять одежду для жизни? Для вас это неразрывно?  

Это мой выбор и стиль жизни. Мне нравится жить в придуманном мире, в окружении гениальных людей. Яркие личности самые привлекательные на свете: их интересы, атмосфера, которую они создают, и то особенное электричество, которым они наполняют пространство.

Я всегда относилась к моде как к искусству. Помимо прикладной специфики, в ней есть магия. Она способна разжигать желание и страсть, превращать обыденность в праздник, покорять сердца.

Художник моды должен привносить в неё страсть. Быть очень любопытным, путешествовать, погружаться в историю архитектуры, живописи, музыки, фотографии и кино. Любоваться и влюбляться в произведения искусства. Бесконечно тренировать свой глаз на ритм и пропорции. 

В чём разница подходов при сочинении одежды для людей и для актёров на сцене?

В спектакле важна концепция. Костюм — это часть общей идеи, поэтому важна работа в команде. Помимо того, нужно учитывать масштаб и дистанцию, чтобы детали были видны даже на последнем ряду. Для жизни должен быть другой масштаб деталей. Всё должно быть деликатно, изящно. 

Для спектаклей «Две Анны» — первая часть про Анну Ахматову — и «Планида» вы придумали «реалистичные» костюмы: в первом случае действие разворачивается в начале ХХ века, а во втором — во время Великой Отечественной войны... 

Реализм в этих костюмах — художественное решение. Таким образом мне удалось добиться «аромата времени». Исторические детали в костюме, силуэт, выбор ткани позволили мне приблизиться к ностальгическим воспоминаниям о начале прошлого века и добавить драматизма  сценическим образам. Речь в этих балетах идёт о реальных людях, и мне хотелось это подчеркнуть в костюме, опираясь на происходящие события.

Во второй части балета «Две Анны» усилена театрализация действия, так как сюжет связан с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, примой которых была Анна Павлова. Как вы вдохновлялись для создания костюмов ярким художественным контекстом этого исторического феномена?

В подготовительный период я читала воспоминания Сержа Лифаря о Дягилеве и книгу Флориана Ильяса «Лето 1915 года», где имена Дягилева, Стравинского, Павловой  вплетены в мировую историю искусства. Я, конечно, ходила на выставки, посвящённые балету, рассматривала афиши «Русских сезонов» в Театральном музее, костюмы и балетки Павловой. У меня сохранились фотографии с выставки «Дягилев» в Третьяковской галерее.  Период начала века меня всегда интересовал, поэтому у меня были наработки и заметки, всё это помогло работать над образами. 

Удивительно, что великие Павлова, Дягилев, Стравинский, Нижинский сближались с другими великими художниками и музыкантами с феноменальной лёгкостью. Только мера таланта каждого становилась лакмусовой бумажкой для их круга единомышленников, который с каждым годом становился всё больше. Дягилев обладал талантом находить и объединять их, и не только он. Жан Кокто, например, любил всех знакомить. Приводил на дягилевские премьеры артистов и художников. Так он познакомил и Коко Шанель со Стравинским, но это уже другая история.

Я ухватилась за эту лёгкость притяжения талантов и в нашем повествовании про Анну Павлову. Тем более что хореограф-постановщик Паша Глухов выбрал для этого подходящий игривый жанр: на грани балета, цирка и кабаре. 

В одноактном балете «Русский характер» («Планида») вы одеваете всех шестерых персонажей — танкиста Егора, его родителей, любимую девушку и двух друзей — в разные оттенки серого, почему выбрана такая гамма?

Это идея родилась как вспышка. Мне хотелось отказаться от цвета в костюмах и сфокусировать внимание на хореографии и актёрской игре, ведь в этом балете танцовщики проявляют себя как драматические актёры. Цвет в спектакле вспыхивает точечно или контрапунктными акцентами. Оттенки серого в разнообразных фактурах и материалах уже смотрелись насыщенно, чтобы не отвлекать от повествования, но определять персонажей. 

В чём отличие балетных костюмов от костюмов для артистов в драматическом спектакле? И какие есть «ухищрения» модельера в данном случае?

В костюмах для балета есть специфика. Костюм должен выдерживать яростный танец, как это часто бывает в хореографии Павла Глухова, с которым мы уже поставили восемь балетов. Костюм должен не только говорить за счёт образности, но и раскрывать характер персонажа в движении. Мой первый балет, я тогда создала костюмы для  божественных Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко (спектакль «Дуо» для фестиваля Сontext-2023. — Прим. ред.), подарил мне бесценный опыт. Комплимент от великих балерин дорогого стоит. То, что они чувствовали себя удобно в моих костюмах, было для меня так же ценно, как то, что костюм летал, струился, создавал разные образы. Этот балет стал благословением для меня. Я поняла, что мой 25-летний опыт в моде и портновском искусстве очень помогает. Я чувствую ткань, понимаю, как она ведёт себя в движении, какое производит впечатление. Есть, конечно, и разные ухищрения для того, чтобы движение было максимально выразительным. 

Кроме того, даже когда уже созданные костюмы для спектакля кажутся совершенными, интересно найти свою формулу. Так, например, было со «Свадебкой» Игоря Стравинского (постановка 2024 года в театре «Новая Опера». — Прим. ред.). В постановке 1927 года Наталья Гончарова придумала, на мой взгляд, оптимальное решение сценографии и костюмов, тем интереснее было уйти от цитирования и сделать что-то совершенно другое. 

Как вы обычно работаете с творческой командой спектакля: идёте ли за видением постановщика или отталкиваетесь только от материала?      

Всегда иду за хореографом, так как костюм в балете — это продолжение движения. Например, в балете «Две Анны»  компания  MuzArts подарила мне возможность поработать сразу с двумя харизматичными хореографами и звёздами Большого театра. Со своей стороны, я всегда слушаю, что хочется хореографу передать, о чём рассказать, что подчеркнуть. И уже потом я рисую эскизы и предлагаю материалы, из которых хотела бы видеть костюмы. Обязательно покупаю довольно большие образцы ткани, чтобы было понятно, как она работает в движении. Было интересно улавливать разницу подходов к постановочному и производственному процессу у хореографов-постановщиков. Всё это помогало внимательно искать различные формы костюма и стиля в образах героев. Я рада, что и Павел Глухов, и Юрий Посохов остались довольны нашим сотрудничеством. 

Для моноспектакля актрисы Марии Кобзарь по бунинским рассказам «Антоновские яблоки» и «Таня» вы сделали не только костюмы, но и выступили продюсером. Почему решили попробовать себя в этой роли? 

Я всегда занималась продюсированием показов своих коллекций. Просто не думала, что это может быть для меня отдельным делом. За моноспектакль Маши Кобзарь взялась не только потому, что она моя близкая подруга, но и потому, что хотела добиться от него современного звучания. Мы сделали саунд, который втягивает зрителя в мир Бунина, гипнотизирует и  завораживает. Композитора, который создал для нас саунд-дизайн, я нашла через балерину Дарью Павленко, для спектакля которой он писал музыку. Когда я объясняла, что хочу услышать в нашем спектакле, я описывала то, как звучит тишина. Зритель должен вслушиваться в тишину, где ему откроется глубина смыслов прозы Бунина во всём своеём многообразии.  Режиссура Тамары Исмаиловны  Кочержинской, музыкальные композиции Евгения Бореца, саунд-дизайн Ильи Дягеля, мои костюмы  и удивительный тембр голоса Маши — так получился очень ёмкий  моноспектакль, в успешной судьбе которого я не сомневаюсь. 

Есть ли у вас нереализованная творческая мечта?

В будущем мне бы хотелось показывать перформансы на международных фестивалях современного искусства, сделать костюмы для балета в Большом театре, выставку и перформанс в «Эрмитаже».

Но на днях одной нереализованной мечтой стало меньше: мы с мужем (композитор Алексей Тегин. — Прим. ред.) сделали совместный перформанс «Кокон» в «ГЭС-2». У нас получилась новая форма сотрудничества — проект на грани моды и искусства. В этот раз мы оба выступили художниками. Я занималась костюмами, светом и артистами, Алексей — образами, пространством и музыкой. Мы придумали и создали мир, похожий на сон, в который втянули зрителя, как в кокон. Кстати, кажется, так собирается назвать новую социальную сеть Павел Дуров. Забавное совпадение.

Подготовила Елизавета Авдошина