В кино и наяву. Как менялись представления о квартире мечты
Шестидесятые во всем мире и особенно в Советском Союзе были временем космического романтизма. Ошеломленные полетом человека на орбиту Земли, граждане СССР были всей душой устремлены в будущее, хотели как можно скорее оказаться в новых, более технологичных и комфортных условиях жизни. Оно и понятно: воодушевленные мечтатели тогда жили главным образом в коммунальных квартирах, где в одной комнате часто приходилось ютиться целой семье с детьми.
Масштабу замысла новых романтиков такие обстоятельства решительно не соответствовали.
Выбирая планировку сегодня, например в квартале «МИРАПОЛИС» на проспекте Мира, где есть и комфортные студии на одного, и пятикомнатные апартаменты с панорамным остеклением для большой семьи, сложно представить, что квартирный вопрос мог оказаться определяющим в жизни. А тогда, 60 лет назад, так и было.
Например, в фильме оттепельного режиссера Марлена Хуциева «Июльский дождь», вышедшем в 1966 году, главная героиня Лена, работница московской типографии, живет вместе с родителями как раз в такой маленькой комнате. Все ее и без того небольшое пространство заставлено бесполезной мебелью. Мама Лены постоянно хочет что-то изменить в квартире — поменять обои или переставить шкаф, но согласовать ремонт с соседями никак не получается, да и спасти такую тесную комнату мало что может. Героине даже рекомендуют поскорее выйти замуж, чтобы семья смогла бы свободнее жить в прежних условиях, а сама девушка подыскала бы себе место попросторнее. Однако тогдашняя «свежая застройка» была далека от идеала: небольшие подъезды с низкими потолками, без лифтов, с узкими лестничными пролетами, а сами квартиры были без особых излишеств.
В последующие годы улицы Москвы и Ленинграда застраивались панельными домами. Если в середине прошлого века здания выглядели опрятно, то сегодня они кажутся слишком простыми и одинаковыми — внешне квартиры обычных советских граждан ничем не отличались друг от друга. Именно по этой причине в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» главный герой Женя Лукашин поначалу даже не осознает, что по ошибке забрел в чужой дом и улегся там спать.
Сегодня девелоперы стараются придать каждому новому объекту особую индивидуальность. Перед архитектурными командами ставится задача создать запоминающийся проект, определяющий облик города. При этом и фасады дома, и его внутреннее наполнение должны обеспечивать максимальный комфорт для жителей. Дом проектируется таким образом, чтобы обеспечить максимальное разнообразие эргономичных планировочных решений, а дополнительный уют жилому пространству придавали бы большие панорамные окна и высокие потолки. Так, квартал «МИРАПОЛИС», спроектированный известным архбюро KAMEN, состоит из четырех высотных зданий с авторскими стеклянными фасадами, выполненными в необычных геометрических формах. Такая архитектурная особенность позволяет зданию взаимодействовать с окружающей средой: например, в солнечную погоду комплекс будет создавать тени для комфортного нахождения на улице, а фасады будут эффектно играть на солнце, отражая синее небо. Из больших окон апартаментов с высокими потолками 3,1 метра будет открываться живописный вид на Лосиный остров и панораму столицы.
У советских граждан проблемы с жильем начались намного раньше времен панельной застройки. В художественном телефильме Михаила Козакова «Покровские ворота» действие происходит в 1950-х в одной из московских коммуналок на Петровском бульваре. Большая, но густонаселенная квартира в довольно старом доме напоминает главному герою Костику Ромину «скворечник». В домах по соседству комнаты просторнее, а дворы аккуратнее — но там квартиру могут получить только «статусные москвичи». Студенту Костику удобство только снится — чтобы наладить свой быт, он постоянно участвует в соседских разборках, которым нет конца. Наедине с собой Костик не может остаться, даже когда моется в общей душевой.
На территориях современных жилых комплексов продумана вся необходимая инфраструктура для комфортной жизни: детские сады, школы, магазины, рестораны, фитнес-центры и торговые центры. По сути, человек может комфортно жить и получать все необходимое в рамках своего комплекса, имея различные сервисы в шаговой доступности. Это позволяет экономить время, а также дает возможность использовать его более эффективно, находясь в приватной зоне, но при этом оставаясь частью городской среды. Квартал «МИРАПОЛИС» от ГК «Основа» построен по принципу «вертикального города», когда на территории жилого комплекса есть различные типы общественных пространств: культурные, образовательные и медицинские. В зависимости от стиля жизни, каждый выбирает сам для себя: быть внутри активной городской повестки или за ее пределами.
В квартале «МИРАПОЛИС» объекты инфраструктуры займут порядка 20 тыс. кв. метров. Здесь предусмотрено все для комфортной жизни: SPA-центр с фитнес-центром и бассейном, детский досуговый центр с приватной прогулочной площадкой, торговый центр, фуд-корт, супермаркет, коворкинг, офисы и многочисленные магазины и объекты сферы услуг.