Anton Suhanov, Lotus
Anton Suhanov, Lotus Фото: Anton Suhanov

Индустрия современных интерьерных часов не идет ни в какое сравнение с наручными. Еще сто лет назад было ровно наоборот, но это было до изобретения телевидения, так что и вспоминать об этом нечего. Конечно, и сегодня существует мнение, что приличные дома или присутственные места необходимо экипировать традиционными интерьерными часами — дедушкиными деревянными коробами «под старину» (а то и настоящими антикварными) или минималистичными конструкциями из стекла и нержавейки, это уж зависит от вкуса декоратора. В любом случае, эта отрасль относится уже скорее к мебельной промышленности, поскольку мало кто всерьез озабочен точностью хода «больших часов». Наличие в них хорошей механики, конечно, фактор престижа, но далеко не обязательный.

Правда, среди интерьерных моделей есть совсем камерная область настоящих коллекционных экземпляров, которые можно назвать скорее «кинетическими предметами искусства», чем практичными приборами. Опять же, по сравнению с наручными турбийонами и карийонами, их выпускают крайне мало. Объяснение простое: человек обычно не носит с собой свой кабинет. Часы на запястье он может менять хоть каждый день, а раз поставил на стол необычную штуковину со стрелками, так она и будет стоять на столе, пока внуки не продадут. 

Можно назвать три основные причины, почему направление крупной часовой механики все еще развивается и даже часто привносит в сегмент наручных часов некоторые свежие идеи. Во-первых, выпускники элитных швейцарских часовых школ в качестве дипломной работы представляют самостоятельно сделанные экземпляры — и обычно они настольные. Тут и мастерам сподручнее экспериментировать с большими узлами, и экзаменаторам проще оценить работу. Так что даже если большинство наручных автоматических калибров сейчас производится роботами, все равно каждый год на рынок труда исправно выходят часовщики, у которых в активе есть навык сборки настольного механизма. 

Во-вторых, для многих брендов это хороший маркетинг. Как говорится, на большой циферблат и логотип можно нанести крупнее. 

И, в-третьих, интерьерные часы предоставляют безграничное поле для фантазии инженеров и декораторов. Не нужно думать, как уменьшить колесную передачу, чтобы запихнуть ее в маленький плоский корпус на запястье. Наоборот, можно вообще себе ни в чем не отказывать, комбинируя различные функции, музыкальные гонги и подвижные части. Главное, не забыть в эту механическую феерию вставить что-то похожее на стрелки. Впрочем, и в вопросе индикации времени можно проявить недюжинную оригинальность. Вот краткий гид по самым интересным брендам, создающим часы для интерьера.

Jaeger-LeCoultre

Jaeger-LeCoultre, Atmos Infinite
Jaeger-LeCoultre, Atmos Infinite Фото: Jaeger-LeCoultre

Для многих серьезных знатоков ответ на вопрос «какие часы поставить в кабинете» уже долгие годы не имеет альтернатив — Atmos. Это изобретение мануфактуры из Ле Сентье, появившееся в 1928 году, не менее известно, чем переворачивающийся корпус Reverso или многоосные «гиротурбийоны». Суть его проста и гениальна, основана на принципе термометра. Большую часть механизма занимает герметичная металлическая капсула, похожая на гармошку и заполненная газом. Малейшее колебание температуры окружающей среды изменяет объем газа, в результате чего мехи «гармошки» приходят в движение, передавая кинетическую энергию заводной пружине. То есть эти часы не нужно заводить никогда. За почти век своего существования Atmos пережил множество воплощений: от классического прямоугольного корпуса с деревянной основой до прозрачной стеклянной «банки», «обнажающей» механизм, придуманной дизайнером Марком Ньюсоном в 2008 году. Последний на сегодняшний день релиз Atmos Infinte, также напоминающий перевернутую банку, был представлен два года назад.

L’Epée 1839

L’Epée 1839, Time Fast II Chrome
L’Epée 1839, Time Fast II Chrome Фото: L’Epée 1839

В настоящее время это ведущая швейцарская марка, специализирующаяся на коллекционных настольных часовых механизмах. Компания была основана в 1839 году Огюстом Лепэ. Некоторое время назад L’Epée, как и ее собрат по узкой анахронистической нише Reuge (производитель музыкальных шкатулок), приобрела широкую популярность благодаря сотрудничеству с известными брендами, например MB&F, Ulysse Nardin и другими. Последние обеспечивали креатив и свежие идеи, а мастера L’Epée — механическую реализацию. Собственно, многие производители настольных кунштюков и сейчас не делают секрета из того, что сотрудничают с L’Epée, потому что это сродни тому, как поставить двигатель «мерседес» под капот. Тем временем в компании тоже учли положительный опыт и наняли собственных дизайнеров, которые, в частности, придумали симпатичную модель Time Fast II в виде гоночной машины 1960-х. В открытом капоте можно увидеть циферблаты с минутами и часами, а на водительском месте сидит турбийон. В прошлом году эта модель выиграла в номинации «Лучшие настольные часы» на Женевском часовом Гран-при. 

Miki Eleta

Miki Eleta, BY21Dez12ME
Miki Eleta, BY21Dez12ME Фото: Miki Eleta

История Мики Элеты похожа на авантюрный роман: будущий часовщик эмигрировал из Боснии в Швейцарию, чтобы научиться играть на гитаре, трудился на разных работах, даже медбратом в больнице, пока не придумал делать «кинетические скульптуры», то есть различные механизмы, которые просто двигались. Когда один из коллекционеров спросил у Мики, где в этой штуке стрелки, тот, недолго думая, поехал в Германию и выучился на часовщика. Мики Элету до сих пор отличает то, что он самостоятельно придумывает и изготавливает все свои произведения, включая вытачивание деталей. У него есть как сложные планетарии, так и механизмы, которые просто взрывают мозг. Например, модель BY21Dez12ME (посвященная несостоявшемуся концу света в 2012 году) представляет собой модель космического корабля. Впервые часы были представлены в 2016 году, но теперь вышло их второе издание. Там есть гиротурбийон, ретроградные минуты, подвижные модули Земли и Луны, но главное, что фигурки инопланетян, изготовленные стеклодувом из Цюриха Гвидо Штадельманном, тоже двигаются. Один гуманоид берет пробу воды, другой ищет золото, третий отправляет радиограмму на родную планету. Рассматривать это можно бесконечно. 

Van Cleef & Arpels

Van Cleef & Arpels, Apparition des Baies
Van Cleef & Arpels, Apparition des Baies Фото: Van Cleef & Arpels

Этот парижский дом почти ежегодно наряду с классическими наручными премьерами представляет монументальное изделие ювелирно-часового искусства, которому порадовался бы даже Людовик XIV. Это может быть пруд с изумрудными лягушками, бриллиантовой цаплей и непременной феей на кувшинке (все, естественно, двигается) или, как в премьере 2024 года Apparition des Baies, раскрывающийся букет, в котором прячется поющая птичка из белого золота, бриллиантов и сапфиров. Долгие годы все самые известные автоматоны для Van Cleef & Arpels изготавливал мастер Франсуа Жуно (именно он в 2010 году создал для Jaquet Droz механическую фигурку Александра Пушкина, запрограммированного писать стихи), но теперь на мануфактуре уверяют, что справляются собственными силами. 

Chanel

Chanel, Musical Clock Workshop Couture
Chanel, Musical Clock Workshop Couture Фото: Chanel

Настольные часы Chanel — это удовольствие для избранных, поскольку выпускаются они крайне ограниченной серией или вообще в единственном экземпляре и посвящены, как правило, личности и творчеству Коко Шанель. В последние годы модели безусловно создаются с расчетом, что рано или поздно украсят музейную экспозицию. Например, музыкальный экземпляр Workshop из коллекции 2024 года Couture точно требует объяснения экскурсовода. Над фигурками портновских манекенов, стоящих на подвижной платформе, расположена миниатюрная копия люстры из квартиры Шанель на рю Камбон, опоясывающий диск с индикацией времени сделан в форме портновской ленты, а музыкальный механизм играет мелодию My Woman Эла Боули, которую сама Коко любила напевать за работой.

Anton Suhanov

Anton Suhanov, Lotus1
Anton Suhanov, Lotus1 Фото: Anton Suhanov

Антон Суханов, инженер из Санкт-Петербурга, с 2007-го по 2018 год работал главным конструктором на мануфактуре главного российского часовщика Константина Чайкина. За это время Суханов успел выиграть престижный конкурс Young Talent Competition, проводящийся под патронатом именитого Франсуа-Поля Журна, в 2019 году основал собственный независимый бренд и ателье недалеко от Мариинского театра. Первыми моделями часовщика стали настольные механизмы: Pharos — трехосный турбийон, выполненный в виде легендарного фаросского маяка, и Lotus, также трехосный турбийон, расположенный внутри цветка, открывающего и закрывающего металлические лепестки. Правда, в последнее время Суханов сосредоточился на наручных часах, например, новый «Хронотоп» с периферийным ротором был представлен в этом году в Женеве. 

Alain Silberstein

Alain Silberstein, iZman
Alain Silberstein, iZman Фото: Alain Silberstein

Французский архитектор и дизайнер Ален Зильберштейн прославился в начале нулевых, когда на фоне господства золота и эмали в часовом деле начал выпускать собственные турбийоны, основанные на принципах баухауса и абстракционизма: модели Зильберштейна выделялись простыми геометрическими формами и агрессивной цветовой палитрой. Затем он закрыл собственный бренд и начал сотрудничать в качестве приглашенной звезды с различными марками. Руку Зильберштейна можно узнать с первого взгляда: он до сих пор предпочитает простую геометрию и игру с красным, синим и желтыми цветами, которые не слишком художественно подкованным натурам напомнят конструктор Lego или кнопки «геймбоя». Вместе с L’Epée в прошлом году Зильберштейн создал часы для путешественников iZman. Форма корпуса напоминает iPhone, а слово «зман» на иврите означает «время». 

The Unnamed Society

The Unnamed Society, The Colt - Pancho Villa
The Unnamed Society, The Colt - Pancho Villa Фото: The Unnamed Society

Еще один проект, питающийся от мощностей L’Epée, пожалуй, самый бескомпромиссный в отношении дизайна настольных часов. Многим конструкторам и раньше приходило в голову, что барабан револьвера можно приспособить как разновидность циферблата, но только дизайнеры бренда Unnamed Society, основанного в 2019 году, смогли довести идею до изысканного воплощения. В модели The Kolt — Pancho Villa колесная передача и спуск расположены перпендикулярно дулу револьвера, барабан венчают два сферических диска с минутной и часовой индикацией, а указателем времени служит взведенный курок. Как утверждают сами создатели, эти часы заставляют задуматься о ценности времени. 

Matthias Naeschke

Matthias Naeschke, NT 8 GT Table Clock
Matthias Naeschke, NT 8 GT Table Clock Фото: Matthias Naeschke

Изделия этого бренда до сих пор пользуются популярностью у коллекционеров благодаря достижениям его основателя — немца Маттиаса Нэшке, родившегося в в 1943 году во Франкфурте-на-Одере, а затем переехавшего в Западную Германию и открывшего в середине 80-х собственное часовое ателье, когда это в целом было никому не нужно. Нэшке стоял у истоков Академии независимых часовых мастеров (AHCI), а впоследствии прославился тем, что создал классический маятниковый механизм, который может работать четыре года без подзавода. Сейчас наследники Matthias Naeschke продолжают экспериментировать в основном с материалами и дизайном. Например, вес модели NT 8 GT, изготовленной почти целиком из алюминия, составляет всего полтора килограмма при запасе хода 170 часов. 

Maison Alcée

Maison Alcée, Persée Azur
Maison Alcée, Persée Azur Фото: Maison Alcée

В начале этого материала были упомянуты ученические часы, которые выпускники часовых школ должны подготовить в качестве дипломной работы. Преподаватели школы в Морто решили довести эту идею до полного абсурда и придумали концепцию Persée — фактически кит с полуготовыми часами, которые коллекционер может собрать сам и почувствовать себя немного часовщиком. Действительно, если прочитать гору часовых журналов и иметь четкое мнение о том, что такое «хорошие часы», то почему бы не приложить к делу не только критическое мышление, но и руки? Модель поставляется в красивой подарочной коробке, полностью собран только регулятор (баланс-спираль и спуск), а дальше — сам, сам, сам, с отверткой по инструкции, как в ИКЕА. В прошлом году проект получил награду «за дерзость» на Женевском Гран-при.