Кукла Барби
Фото: Victor Chavez / WireImage
Кукла Барби

Мир Барби неразрывно связан с модной индустрией. На протяжении десятилетий эта кукла формировала представления поколений о том, что такое идеальная женщина, как она выглядит и чем занимается. 

За 60-летнюю историю компания Mattel сотрудничала со множеством дизайнеров, за счет чего кукла стала настоящей иконой стиля. В разное время наряды для нее создавали Elie Saab, Christian Dior, Zuhair Murad. Барби примерила бархатное платье с конусообразными лифами от Jean Paul Gaultier, носила миниатюрные копии украшений Tiffany & Co и туфель Christian Louboutin, а также позировала в ослепительных солнечнозащитных очках, придуманных Тьерри Мюглером. 

Несмотря на успешное прошлое, в последние годы популярность кукол Mattel неизбежно падала. С 2012 года продажи стабильно снижались, а в 2014 году уменьшились на целых 16%. Барби критиковали за излишнюю сексуализацию образа, навязывание детям нереалистичных стандартов женской красоты и гендерную дискриминацию. Показателен скандал с книгой «Барби: Я могу быть программисткой», в которой героиня признавалась, что в действительности отвечает только за дизайн, а превращают ее идеи в «настоящую игру» друзья Стивен и Брайан.

Кадр из фильма «Барби»
Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Барби»

Новая волна популярности Барби связана с выходом фильма режиссера Греты Гервиг, посвященного легендарной кукле. Хотя Марго Робби, исполняющая главную роль, появляется перед зрителями в довольно типичном барби-облачении, Гервиг стремится переосмыслить образ куклы с точки зрения фемоптики.

Тем временем поп-культуру захлестнула эстетика Барбиленда: в клипе на трек Super Freaky Girl из альбома Queen Radio: Volume 1 певица Ники Минаж предстает в образе куклы Mattel, обувная марка Melissa Posh выпускает культовые сандалии Барби, а сама Марго Робби на несколько месяцев рекламного тура фильма превратилась в главного трендсеттера.

Нарядов в стилистике Барбиленда хватает как в люксе, так и в среднем ценовом сегменте и масс-маркете. Например, 17 июля бренд Zara презентовал свою Барби-коллекцию, вдохновленную образами Марго Робби и Райана Гослинга. В капсулу вошли розовая пижама с фирменной буквой «B», купальники, боксеры с вышивкой «Кен» и даже домашний декор в цветах Barbie. 

Balenciaga

Тренд не обошел стороной июльскую Неделю высокой моды в Париже. Барбикор дополнял модные тенденции, в числе которых — отсылки к культуре Античности и обилие металлика: Рената Литвинова вышла на показе Balenciaga в платье-колонне оттенка фуксии, которое сочеталось с оперными перчатками. Другой розовый наряд модного дома был дополнен нежнейшим ромкоровским бантиком — украшение в виде пышного узла из ленты или шнура не дает покоя дизайнерам уже второй сезон подряд.

Viktor & Rolf

Розовые бантики господствовали и на подиуме Viktor & Rolf. Авангардный модный дом размышляет о сути боди в гардеробе, потому экспериментирует с формами, оттенками и объемами, в том числе и с барбикором. Так, в одном из нарядов розовое боди было украшено объемной аппликацией в форме розы. Со спадом популярности антуриумов от Loewe розы вернулись на модную авансцену: их можно встретить как в круизной коллекции Дэниела Ли для Burberry, в которой они отсылают к блеску и величию британского наследия, так и на чокерах модниц этого лета.

Топ из миллиона розовых роз украшал кутюрное платье Giambattista Valli, а гипертрофированные рукава-буфы дополняли романтичное коктейльное платье с подолом от модного дома. Два в одном — наряд с показа Valentino c объемным и в меру ироничным (поиск баланса между высоким искусством и юмором — золотое правило кутюра) капюшоном в форме самого модного цветка. Альтернативный вариант для объединения барбикора и гротеска в одном флаконе — массивные сияющие серьги, которые в будущем наверняка примерит сама Марго Робби.

Ronald van der Kemp; Fendi

На фоне розового бума в моде и кино напрашивается вопрос: что все это значит? Барбикор — очевидный эскапизм и попытка побега в мир грез от жизненных неурядиц. Неспроста на протяжении последних месяцев инфантильный кидкор (от аниме-принтов Loewe до ботинок астробоя) популярен как никогда, а модные бренды увлеклись рыцарской тематикой и сказкой — все это звенья одной цепи.

При этом барбикору, в отличие от других эстетик, в наибольшей степени свойственна нарочитая сексуализация женского тела. Это перекликается с подиумными тенденциями: в февральском отчете Tagwalk отметил, что на показах резко сократилось число плюс-сайз моделей и все чаще стал встречаться злополучный «героиновый шик», возродившийся из 1990-х. Не добавляет оптимизма повальное увлечение селебрити оземпиком: инъекционный препарат для лечения диабета массово используется здоровыми людьми ради сиюминутного похудения.

Индустрии всерьез следует задуматься о нежизнеспособности существующих идей позитива, в рамках которых обычное женское тело выдается за плюс-сайз, а поп-культура все так же заставляет людей худеть любой ценой. Но мир моды предпочитает жить в розовых очках. А эстетика барбикора как нельзя более удачно перекликается с остромодным стилем нулевых, в блестках и сиянии которого можно на время раствориться и забыть о насущных проблемах. 

Автор: Полина Шевцова