Я — сноб: театральный режиссер Сергей Тонышев
Что такого сделал?
Этим летом — репетиции, репетиции, репетиции. Мы репетируем спектакль «Как Фауст ослеп» в театре «Сатирикон». Безумно интересное действо. И вообще, сейчас правильное, интересное время для того, чтобы создавать эту работу. Все по-доброму вкладываются, репетиции идут с утра до ночи. Начинаем в десять тридцать, заканчиваем десять вечера или в одиннадцать, процесс не останавливается ни на секунду. Мы успеваем быстро перекусить — и опять за работу. Все силы наши брошены на репетиции спектакля. Шестого и седьмого сентября — у нас будет премьера.
Горжусь, что за последний год у меня получилось…Ох, вот это вообще сложный вопрос. Потому что, я горжусь многими вещами и открытиями, но не знаю, как о них рассказывать. Есть несколько ярких впечатлений. Во-первых, спектакль «Чагин» в «Современнике» мы выпустили с ребятами, и он живет там свою прекрасную жизнь. Спектакль «Долгая счастливая жизнь» в СТИ — тоже для меня очень важный этап был, и спектакль сам по себе мне важен. И, собственно, репетиции спектакля «Как Фауст ослеп» в «Сатириконе». Тут, конечно, происходит огромная работа — и репетиционная, и постановочная, и художественная. Очень много вещей, которые сошлись вместе в момент, когда это необходимо и театру, и зрителю. Поэтому выпуск этого спектакля сейчас — это очень яркое событие для меня. Я абсолютно горжусь тем, что здесь начинает складываться, и с артистами, и со службами.
А вообще, в своей работе я больше всего люблю… репетировать.
Не могу представить свой день без… репетиции, конечно.
Сейчас я чаще всего слушаю... голоса артистов театра «Сатирикон».
Сейчас я читаю… Так, ну, «Фауста» я уже не читаю. К настоящему моменту «Фауста» я знаю наизусть. Сейчас я читаю «Мартина Идена», Джека Лондона. И он для меня с совершенно другой стороны открывается, уже не так его видишь, как в юности, не с романтической стороны, а с какой-то более взрослой и жестокой позиции. Это сумасшедшее произведение, которым хочется заниматься. Еще читаю «Идиота» Достоевского — в процессе обдумывания. Анджей Вайда делал «Идиота», и когда я теперь читаю Достоевского, вспоминаю именно эту инсценировку.
Хочу сходить, да все не хватает времени… В театр. Вот правда, очень много хорошего выходит у моих знакомых, у молодых режиссеров. Хочется ходить и смотреть на Мурата Булкатинова, Женю Закирова, Иру Васильеву. Вот это все ребята, к которым я хочу ходить, но не всегда успеваю просто.
Стараюсь никогда… не унывать. В какой-то момент я просто понял, что это бессмысленно. Мне никак не помогает уныние. Ни жить, ни любить, ни репетировать. Я понял, что уныние — это путь к летальному исходу. Нужно сосредоточиться на хорошем. Сейчас объясню, как это работает. Например, мы едем на велосипеде, и если у нас впереди две лужи огромные, а посередине маленькая тоненькая колея, по которой можно проехать. Если ты смотришь в лужи, ты в лужи попадешь, а если ты сосредоточишься на этой маленькой колее, ты ровно по ней своим тонким колесом проедешь. Куда ты направляешь свое внимание, туда и попадаешь, так оно и будет. Не надо направлять фокус внимания в уныние. Да, много всего плохого происходит, но хорошего происходит не меньше, добро и зло всегда в балансе. И тут важно, куда мы сами смотрим. Я выбираю направлять свое внимание все-таки во что-то хорошее.
Не люблю, когда другие… боятся. Даже не от слова «страх», а от слова «нелюбовь». Боятся любить, боятся быть искренними. Наверное, это тоже как-то с унынием связано. Не люблю, когда мы не можем друг другу сказать все как есть, просто и без лишних изысков и загадок. Мне кажется, кто искренен, тот и прав.
Я считаю снобами тех, кто… Не знаю, не знаю. Какое-то это вообще странное понятие — «сноб». То ли это оскорбление, то ли комплимент. Я так не делю людей, наверное. Для меня вообще нет снобов.
А сам я не сноб… Не могу себя в этом смысле оценить. Просто для меня нет такого понятия. Или оно очень юмористическое.
Меня удивляет, когда окружающие или коллеги… Да меня удивляет вообще все. Удивляет, когда люди как-то находят общий язык (в хорошем смысле удивляет). Для меня важно, чтобы люди могли найти подходы друг к другу. Когда они находят, у меня бесконечная радость возникает. И радостное удивление.
Когда хочу поднять себе настроение… Иду гулять с собакой. У меня ирландский терьер, его зовут Александр. Он ведет себя… ну, почти как царь. Еще у нас есть кошка Фанни, так что у нас живут Фанни и Александр.
Я стараюсь следить за… Надо сказать, что я перестал читать какие-либо телеграм-каналы. Потому что слишком много информации, хочется от нее быть свободным, принадлежать самому себе. И хотя у меня у самого есть телеграм-канал, я очень редко там что-то рассказываю, в основном пишу какие-то вещи, связанные со спектаклями, с анонсами, с работой. Но я слежу, конечно, за театром, за тем, что происходит в культуре, очень люблю следить за модой. Мне очень нравится вообще стиль, одежда, то, как люди одеваются, как они выражают себя, как они живут. За кино я пытаюсь успевать, но не успеваю вообще, категорически. Потому что на это надо выделить время: хочется сходить в кино, а не дома сидеть смотреть. Сериалы — тут надо признать, я отстал лет на десять, мне кажется, уже. Просто потому, что ну это невозможно! Каждую неделю выходит по два, по три сериала, которые нужно посмотреть. Я не справляюсь!
Давно мечтаю о поездке… У меня была мечта давным-давно — взять УАЗ «буханку», сделать из нее киномобиль, проехаться по всей стране и сделать роуд-муви. Снять документальное кино о том, как живет страна. Чехов когда-то делал такую перепись Сахалину — хочется сделать киноперепись. Я бы точно хотел до Сахалина доехать, очень хотел бы на Север съездить, на Русский Север: Архангельск, Мурманск. Я сам с Севера, но другого, чуть-чуть восточнее, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономный округ. Там я изъездил достаточно много, пока жил в Тюмени. Но идейно как бы хочется, так сказать, срез сделать: показать, как мы сейчас живем. Кто эти люди вообще, о чем они думают.
Я делал спектакль в РАМТе «Пятиречье» — это сказы людей из Архангельской области, которые собрала московская актриса Ольга Эрастовна Азаровская больше ста лет назад. И я бы хотел собрать такие сказы, но сегодняшнего дня. Узнать, услышать, о чем люди друг другу сказывают, чем люди занимают свое время в тех же деревнях, на тех же реках. Только сделать это не в рамках Архангельской области, а в рамках России. Получится большая экспедиция. На мой взгляд, это о многом бы нам рассказало — просто о том, как мы живем сейчас.
Город в России, куда я люблю возвращаться… логично было бы ответить Тюмень. И я, конечно, люблю туда возвращаться. Но в последнее время для меня таким городом стал Нижний Новгород. Этот город мне очень нравится, он теплый, открытый, небыстрый. По-моему, очень хорошие качества. Притом что в Нижнем сейчас много разных возможностей, много молодых людей. Это самое главное, определяющее для города — как там живут молодые люди. Если у них есть возможность придумывать разные проекты в разных сферах, начиная от научных разработок, заканчивая театром, музыкой, живописью, восстановлением памятников и так далее, и так далее, тогда я понимаю, что это живой город. И в Нижнем это есть.