Уникальность цивилизации Китая в полной мере отражается и в музыке. Древняя китайская гамма была основана на пяти звуках, а не на семи, и китайский оркестр звучит не так, как европейский. Понимание музыки здесь отражает особенности мировоззрения китайцев, а классические инструменты соединяют прошлое и настоящее. Традиция проникнута богатым символизмом и глубоким внутренним смыслом.

В китайской классификации музыкальных инструментов проявляется принцип упорядочивания, во всем свойственный культуре этой страны, — они делятся не на привычные нам духовые, струнные, ударные и так далее, а на восемь материалов, каждому из которых присущ свой род звука: металл, камень, шелк, бамбук, тыква, земля, кожа и дерево. Восьмерка в китайском представлении соотносится с богатством, а также символизирует основы миро­устройства: восемь сторон света, восемь ветров и так далее.

Например, в категорию «земля» входят глиняные свистульки сюнь в виде яйца — это один из древнейших инструментов в мире, самые старые находки датируются VII–V тыс. до н. э. В них могло быть до семи отверстий, что давало возможность играть мелодии. А к категории «тыква» относятся «голубиные дудки» гэшао, которые подвешивали к хвостам почтовых голубей. Дудки изготавливали из оболочек очень маленьких тыкв, размером с мандарин, так что они получались практически невесомыми; в них делали отверстия, и в полете они издавали мелодичные звуки. Это позволяло и различать птиц, и защищать их от хищников, а военные использовали гэшао для обмена сигналами. Когда-то почтовых голубей держали очень многие китайцы, и в небе над городами стоял постоянный шум от «голубиных дудок» — вот почему эти звуки называют «звуками старого Пекина».

Тыква-горлянка в древности была основой и губного органа шэн — к ней присоединялся пучок бамбуковых трубок с язычками, которых могло быть 13, 17 или 19. По количеству трубок инструмент различался на «народный» вариант и «придворный», на котором исполнялась церемониальная музыка. Шэн отличается богатым разнообразием извлекаемых тонов, от пронзительных до глубоких. Это тоже очень древний инструмент, появившийся примерно в III тыс. до н. э. По легенде, его создала богиня Нюйва, прародительница всех людей. Затем он распространился из Китая в сопредельные страны — на нем играют в том числе в Бурятии.

Шэн сравнивали с фениксом, так как пучок трубок напоминает хвост этой мифологической птицы, и он считался «женским» инструментом, символизирующим женское начало. А вот «мужским» инструментом — его отождествляли с императорским символом, драконом — был гуцинь, созданный, в свою очередь, богом-повелителем Востока и первым, по легенде, императором Китая Фуси. Гуцинь — напоминающий европейскую цитру инструмент с пятью струнами, по количеству элементов вселенной; позднее, в период войн с гуннами в эпоху династии Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.), к ним добавились еще две: шестая струна означала вселенскую печаль, а седьмая — поднятие боевого духа, и семиструнный вариант получил название «цисяньцинь». Кроме того, плоское основание гуциня символизирует землю, а выпуклая дека — небо, резонаторные же отверстия называются «прудом феникса» и «озером дракона».

Гуцинь был инструментом аристократии, на нем играл сам Конфуций. Как и другие струнные, он представлял категорию «шелк», так как из шелка изготавливали струны. Другими популярными «шелковыми» инструментами были, например, ячжэн, на котором играли смычком, гучжэн (похожий инструмент, но гораздо больше) или появившийся позднее стационарный янцинь — на нем играли уже с помощью молоточков, а позже — бамбуковых палочек. Янцинь появился в Китае заметно позже, в XVIII веке, — он пришел из арабских стран.

Обучение игре на музыкальных инструментах было частью образования придворных. Что интересно, для исполнения ритуальной и церемониальной музыки во дворцах допускались исключительно традиционные китайские инструменты; на тех, что были заимствованы из других стран, можно было играть лишь на развлекательных мероприятиях. Традиционный китайский оркестр обычно включал в себя различные цитры, шэны, а также бамбуковые флейты сяо и ди (продольная и поперечная соответственно) и набор колоколов бяньчжун. Эти колокола, разной формы и размера, подвешивались на специальную раму и образовывали целую систему; языков, в отличие от наших колоколов, у них не было, и на них играли, ударяя колотушками. К ним могли присоединиться барабаны гу — дагу, тангу и другие. Не каждый барабан мог удостоиться попадания в придворный оркестр: например, небольшой яогу был крестьянским барабаном, его подвешивали на пояс и играли на сельскохозяйственных праздниках. Сейчас барабаны часто звучат во время различных народных торжеств и в военных оркестрах, где также популярны бо — похожие на кимвалы тарелки.

Наверное, самым «народным» инструментом была пипа, вид лютни, тоже происходящая из арабских стран. Слог «пи» в названии означает движение пальцев вниз по струнам, «па» — вверх. Пипа также относилась к «женским» инструментам, хотя в наше время это разделение уже не соблюдается строго. Широкое распространение получили и «варварские скрипки» эрху и баньху, имеющие монгольское происхождение. У них было всего две струны, и играли на них смычком, который фиксировался между струнами. Позднее, в эпоху Тан, эти скрипки стали проникать и в придворные оркестры, но по-прежнему не для официального исполнения.

Еще один интересный инструмент — «поющая чаша» цин, она была позаимствована из Тибета и использовалась в основном в храмах. Чаша делалась из сплава металлов, была не строго симметричной и имела разную толщину стенок. В стенки чаши били колотушкой, и звук получался разным в зависимости от того, куда именно ударить. Широко применялись в ритуальных целях различные гонги — их старались украсить многочисленными символами китайской мифологии и философии.

Многообразие традиционных китайских музыкальных инструментов велико, насчитывается немало разновидностей в каждой из восьми категорий; некоторые из них давно исчезли и известны лишь по редким археологическим находкам, другие по-прежнему являются популярными в китайской опере и оркестрах. Многие из этих инструментов можно увидеть в Музее музыки в Шереметевском дворце в Петербурге — сейчас музей готовится создать отдельную постоянную выставку, посвященную инструментам Дальнего Востока, где будет представлено еще больше старинных экспонатов.

Автор: Михаил Шевчук


111-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах  Ozon и Wildberries, а также в Cube.Market, «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других торговых сетях. 

Журнал представлен в бизнес-залах терминала С аэропорта Шереметьево, в бизнес-залах S7 аэропортов Домодедово и Толмачево (Новосибирск), в VIP-зале аэропорта Пулково, а также в поездах «Сапсан». 

Свежий выпуск также можно найти у партнеров проекта «Сноб»: в номерах отеля «Гельвеция», в лобби гостиниц «Астория», «Европа», «Гранд Отель Мойка 22», Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo; в ресторане Grand Cru, на Хлебозаводе, в Палатах на Льва Толстого и арт-магазине CUBE, в арт-пространстве BETON и на площадках Товарищества Рябовской мануфактуры.