Что происходит с подводным аппаратом «Титан», пропавшим в Атлантическом океане
В Атлантическом океане 18 июня пропал подводный аппарат «Титан», который направлялся к месту гибели лайнера «Титаник». У находящихся в нем людей осталось воздуха меньше чем на 30 часов. «Сноб» рассказывает о версиях случившегося и шансах спасти экипаж
Подводный аппарат «Титан» вышел из порта Ньюфаундленда несколько дней назад. 18 июня, пройдя 400 морских миль по океану, он достиг места гибели «Титаника». В 9:00 утра по местному времени «Титан» начал погружение к затонувшему кораблю и через 1 час 45 минут перестал выходить на связь. Подъем аппарата на поверхность океана, запланированный на 18:10, не состоялся. В 18:35 спасатели США и Канады начали совместные поиски пропавшего «Титана».
Известно, что на его борту находятся пять человек, включая пилота и других специалистов, среди членов экипажа был минимум один турист — британский бизнесмен Хэмиш Хардинг, проживающий в Дубае. В 2019 году он установил мировой рекорд по скорости облета Земли на самолете с пересечением Южного и Северного полюсов, а в 2021 году установил рекорд по длительности пребывания на самой глубокой точке Марианской впадины.
Времени, чтобы спасти экипаж «Титана», остается все меньше — по оценкам Береговой охраны США, кислород на его борту закончится 22 июня в 10:30 по Гринвичу (12:30 по Москве).
Дорогое путешествие
Туры к месту гибели «Титаника», который лежит на дне Атлантического океана, появились на рынке путешествий в конце 1990-х. С 1998 по 2005 годы ими занималась британская компания Deep Ocean Expeditions. Она доставляла туристов к месту гибели лайнера и осуществляла трехкилометровое погружение на дно океана, где сохранились останки корабля. «Коммерсантъ» сообщал, что для транспортировки туристов использовались российское исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» и батискафы «Мир-1» и «Мир-2». Последний тур был организован компанией в 2012 году, в год 100-летия со дня трагедии.
В 2017 году туры к затонувшему лайнеру открыла турфирма Blue Marble Private. Она предлагала опускаться на дно на борту подлодки из титана и углеволокна. «Вы проплывете над палубой корабля и знаменитой парадной лестницей, насладившись видом, который мало кому доводилось и когда-либо доведется увидеть», — сообщалось в рекламе тура. Путешествие стоило $105 129.
Третьей компанией, проводившей экспедиции на дно Атлантики, стала OceanGate. Она предлагала восьмидневное путешествие к «Титанику» с погружением на восемь часов за $250 000. Компания отмечала, что у ее клиентов есть возможность увидеть останки корабля, пока они не исчезли. По прогнозу ученых, лайнер разлагается на глубине 3800 метров от воздействия подводных бактерий, от него может почти ничего не остаться к 2050 году.
Как устроен «Титан»
Подводный аппарат «Титан» успешно прошел проверочное погружение на четыре километра в 2018 году. Его длина чуть больше шести с половиной метров, корпус выполнен из титана. Титановая капсула рассчитана на пять человек. В передней части батискафа есть небольшой иллюминатор. Систему управления «Титаном» сравнивают с лифтом — она управляется одним регулятором, напоминающим контроллер приставки PlayStation, который дает ей команду либо погружаться, либо всплывать. Как утверждают создатели аппарата, на нем установлены системы мониторинга, проверяющие прочность во время каждого погружения.
Шансы на спасение
У «Титана» могли возникнуть проблемы со связью — в этом случае он мог всплыть на поверхность и ожидает, пока его обнаружат спасатели, полагает профессор Университетского колледжа Лондона Алистер Грейг. Если этого не случилось, то возможной причиной потери связи могло стать повреждение корпуса — в нем могла образоваться течь. В этом случае шансов выжить у экипажа гораздо меньше.
Утром 21 июня бостонские спасатели сообщили, что поисковый самолет обнаружил подводные шумы в месте проведения спасательной операции. Вероятно, это были звуки ударов экипажа о корпус аппарата. Они фиксировались спасателями в течение нескольких часов с интервалом в 30 минут.
По словам Алистера Грейга, даже если «Титан» цел, спасти его сложно, так как очень немногие подводные аппараты могут опускаться на глубину, где лежит «Титаник».
Самая глубоководная спасательная операция в истории была проведена у берегов Ирландии в 1973 году — тогда спасатели погрузились в океан на 480 метров. Глубина залегания «Титаника», к которому 18 июня отправился пропавший батискаф, составляет около 3800 метров.
Подготовил Алексей Синяков