Право ничего не менять. Что кейс Егора Бероева говорит обо всем российском обществе
На церемонии вручения премий «ТЭФИ — Летопись победы» актер Егор Бероев произнес речь против ущемления прав невакцинированных. Автор колонки сознательно сразу выводит за скобки жест Бероева — символическую желтую звезду на его пиджаке. О неуместности сравнения главного ужаса ХХ века, Холокоста, и ограничений, вызванных эпидемией, сказано достаточно. Однако у нас, как всегда, на жест обращают больше внимания, чем на саму позицию. Актер заявил, что, по его мнению, отсутствие прививки не может быть причиной для ущемления гражданских прав и свобод. Бероев, по сути, озвучивает позицию многих. Суть ее можно сформулировать так: в такой критической ситуации, как эпидемия, никаких личных специальных усилий предпринимать не нужно. Причем сторонники этой позиции еще и настаивают на априорной «естественности», правомочности своего поведения. В рамках этого взгляда такая фундаментальная ценность как свобода, например, понимается как «свобода ничего не делать» — для того, чтобы обезопасить себя и других; «достоинство» и «свобода выбора» рассматриваются тут, опять же, как возможность ничего не менять в жизни — даже если обстоятельства таковы, что заставляют весь мир менять свои привычки. Кейс Бероева очень показателен для российского общества 2021 года: он вскрывает сразу несколько ключевых проблем, которые имеют отношение не к эстетике или этике, а, прежде всего, к нерешенному вопросу о модерне и капитализме.
Благодаря Бероеву, как ни парадоксально, мы яснее видим корень проблемы всего постсоветского общества с 1991 года: оно игнорирует главное и элементарное правило капитализма, в основе которого лежит личное усилие, действие — каждого, многих, всех, — а не пассивность или упование на судьбу. Казалось бы, это прописные истины для тех, кто вынужден был совершить «прыжок» из советского в постсоветское еще 30 лет назад: лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. «Никогда не сдавайся!» — такой плакатик еще лет пять назад висел почти в каждом офисе страны (потом они почему-то пропали). Самым маленьким рассказывали по такому случаю поучительную историю о лягушке, которая барахталась в молоке, пока не взбила масло. Вакцины могут оказаться ненадежными, но все равно лучше прививаться, чем не прививаться. Скучно носить маски, перчатки, мыть руки чаще, чем обычно — непонятно, опять же, помогает это или нет. Но опять-таки: лучше делать что-то, чем ничего. Именно отсутствие общественной «установки на действие» в России порождает перманентную экономическую стагнацию, а теперь еще и угрожает самой жизни. Живем уже 30 лет при капитализме, а главный его принцип — «барахтаться нужно!» — так и не усвоили. И теперь за это расплачиваемся.
Кстати, есть и хорошая новость. У нас долгое время консервативная позиция, по сути, «сливалась» с позицией государства. Теперь, благодаря Бероеву, у «антипрививочного консерватизма» появилось лицо — медийное, даже модное (всероссийская слава пришла к Бероеву после главной роли в фильме «Турецкий гамбит» по роману Бориса Акунина). Привычка рассматривать любое действие публичной персоны в качестве «пиара» глубоко чужда автору этой заметки: как бы мы ни относились к позиции Бероева, все же невозможно поверить в ее неискренность. И все это, как ни странно, хорошо: с убежденными людьми, какими бы ни были их убеждения, всегда лучше иметь дело, чем с безликим левиафаном (сетевым левиафаном антипрививочников, как в нашем случае). По крайней мере, с первыми можно спорить.
Базовым для нашего общества по-прежнему является не опыт мирной жизни, а военный опыт — об этом также говорит нам выступление Бероева (оно построено на сравнении эпидемии именно с опытом войны). Хорошо, пусть так. Будем размышлять в этой логике. Наши предки, сражавшиеся с врагом, не спрашивали: «Сколько еще терпеть?» Они боролись и приближали победу, как могли. А у нас сегодня вместо «борьбы» в основном слышатся упреки уставших детей родителям: «Сколько еще терпеть?.. Сколько еще ходить в намордниках?.. Сколько можно показывать эти QR-коды на входе?..» Ответ очень простой: столько, сколько нужно для победы над общим врагом — эпидемией. Оружие в этой войне — прививки, соблюдение дистанции и так далее. Не хочешь сражаться — по крайней мере не мешай тем, кто борется, в том числе и за тебя.
Очень точно суть проблемы выразил Лев Лещенко: «Агитировать не прививаться — это гораздо хуже, чем агитировать за прививку». Проблема, повторимся, не в жесте актера, пусть наивном или даже некорректном. Проблема — в непонимании того, что выбор нам, живущим в этом странном, абсурдном и пугающем мире, чаще всего приходится делать не между лучшим и худшим, а между плохим и еще более худшим. Это тоже, кстати, примета именно свободного общества, где каждому приходится делать собственный сложный выбор. Но хуже всего — не делать вообще ничего.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Поощрения, наказания и поддельные сертификаты. Как в России проходит принудительно-добровольная вакцинация
- В Москве и Подмосковье объявили обязательную вакцинацию от COVID-19. В каких еще странах власти заставляют делать прививку
- Новые симптомы и надежда на вакцину. Что известно об индийском штамме COVID-19, который распространяется в России