Фото: Gustavo Fring/ Pexels
Фото: Gustavo Fring/ Pexels

«Это ведь не государство принуждает вас прививаться» 

16 июня в Москве ввели обязательную вакцинацию от коронавируса для работников сферы услуг и чиновников. В постановлении главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой говорится, что компании города должны привить как минимум 60% своих работников. Вслед за столицей похожие меры приняли в Подмосковье, Кемеровской области, на Сахалине, в Ленобласти и Туле. «При необходимости» обязательная вакцинация части граждан будет введена в других регионах, заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Юристы хотя и подтверждают законность происходящего, отмечают, что ответственность за выполнение требований властей сейчас «фактически возложена на работодателя». На это же обращают внимание политологи. «Вакцинация переходит в сферу действия трудовых отношений. И насилие, и принуждение, и даже позитивная мотивация становится не делом государственным, а делом частным фактически. <...> Издалека выглядит решением остроумным — это ведь не государство принуждает вас прививаться, а гад из кадровой службы или бухгалтерии», — рассуждает в своем блоге политолог Глеб Кузнецов. Он отмечает, что теперь работникам придется «раскрывать своему работодателю сведения, касающиеся медицинской тайны», чтобы, например, мотивировать отказ от прививки. 

Может ли работодатель запрашивать у сотрудника данные о вакцинации?

В разговоре со «Снобом» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай объясняет: формально работодатель может попытаться обосновать, что он вправе запросить ту информацию о состоянии здоровья работника, знание которой необходимо для решения вопроса о том, можно ли допустить его к работе. И вот на что начальник при этом будет ссылаться:

  • Передавая персональные данные, работодатель не должен запрашивать информацию о состоянии здоровья работника. Исключение — те сведения, которые относятся к вопросу о возможности выполнять «трудовую функцию». 
  • Гражданину, который не сделал профилактическую прививку, можно отказать в приеме на работу или отстранить его от нее, если выполнение такой работы связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
  • Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

Несмотря на то, что в стране не введен режим чрезвычайной ситуации, у работодателя есть правовые основания для того, чтобы доказать, что эта угроза сейчас существует. «Он может попытаться сослаться на Постановление Правительства РФ — по нему коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», — поясняет Тягай. 

Вообще же, отмечает юрист, есть определенный порядок, по которому в стране признается «угроза распространения инфекционных заболеваний»: сначала, согласно Указу Президента, Роспотребнадзор устанавливает «один из уровней риска», потом (по этому же указу) главный санитарный врач РФ принимает нормативно-правовые акты, чтобы предупредить «возникновение и распространение опасных инфекционных заболеваний». 

В случае с коронавирусом это произошло еще в мае прошлого года, когда главный санитарный врач РФ утвердил Санитарно-эпидемиологические правила (осенью 2020-го их продлили до первого января 2022-го). «Получается, формально такая угроза может считаться признанной в настоящее время», — заключает собеседница «Сноба».

Как работодатели пытаются простимулировать вакцинацию сотрудников

Тренд на стимулирование вакцинации «поощрениями» задали столичные власти. Так, с конца апреля привившиеся москвичи старше шестидесяти лет получают подарочную карту или электронный сертификат номиналом одна тысяча рублей (деньги при этом называют «призовыми баллами») — их можно потратить в магазинах, аптеках, ресторанах и кафе. 13 июня мэрия анонсировала розыгрыш пяти автомобилей — в нем автоматически участвуют все москвичи старше 18 лет, которые получили первый компонент вакцины в период с 14 июня по 11 июля. Идею подхватили подмосковные власти — среди привитых с 15 по 25 июня разыгрывают трехкомнатную квартиру в Серпухове.

Поощрять привившихся решили и некоторые работодатели. Так, главный редактор государственного медиахолдинга Russia Today (RT) Маргарита Симоньян предложила выплаты по 57 500 рублей «всем сотрудникам, которые сделали прививку от коронавируса или сделают ее до 10 июля».   

О других методах стимулирования в своем блоге рассказала одна из сотрудниц известного столичного СМИ. По словам журналистки, ее обязали либо провакцинироваться, либо сделать справку о противопоказаниях, либо доказать, что у нее есть антитела. В сообщении из рабочего чата, которое она опубликовала в инстаграме, говорится: «Важно! Впоследствии может выйти приказ о снижении заработной платы для тех, кто перейдет на удаленную работу. Пока этого приказа нет, но с большой долей вероятности он будет». 

При этом официально сотрудников СМИ прививаться не обязывали — в постановлении главного санитарного врача Москвы о журналистах ничего не говорится.

Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»
Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»

«Несерьезное наказание никого не пугает»

В России сформировался целый «черный рынок» сертификатов о проведенной вакцинации. Причем полученный сертификат, как выяснили журналисты Baza, «не просто “липа”, а самый настоящий документ “с проводкой” — то есть с занесением информации о прививке в федеральный регистр вакцинированных». Популярные интернет-сервисы для размещения объявлений, как говорят в их пресс-службах, блокируют предложения о продаже сертификатов о вакцинации. При этом большинство «антипрививочников» и мошенников, вероятно, ищут друг друга не на Avito, а в специальных чатах по продаже нелегальных услуг.  

«Конечно обязательная вакцинация “подстегнула” дачу взяток и продажу фальшивых сертификатов», — считает собеседник «Сноба» старший юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия»* Григорий Машанов. По его словам, у сотрудников правоохранительных органов «нет стимула» проводить так называемые контрольные закупки —  все потому, что продажа поддельных документов, по Уголовному кодексу РФ, — преступление небольшой тяжести. «В прошлом году по этой статье осудили больше восьми тысяч человек, но почти треть из них отделалась штрафом без судимости, в тюрьму же село лишь 1,5%», — объясняет Машанов, подчеркивая, что такое «абсолютно несерьезное наказание» людей, конечно, не останавливает. 

По мнению юриста, единственный способ остановить продажу поддельных сертификатов — ужесточить санкции: «Желательно признать подделку документов тяжким преступлением, чтобы, например, у полиции было больше инструментов работы». 

Сейчас тем, кто использует «заведомо ложный документ», грозит штраф до восьмидесяти тысяч рублей (или в размере заработной платы за шесть месяцев), обязательные работы или арест на шесть месяцев. «С одной стороны, кажется, что наказание не очень серьезное, но с другой стороны у человека будет судимость», — объясняет Машанов. При этом юрист отмечает, что в последнее время эти наказания заменяют судебным штрафом — в этом случае как таковой судимости по документам не будет, а значит «снова получается так, что наказание за преступление никого не испугает и не остановит».   

*Организация признана Минюстом иностранным агентом

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: