Арт-маршруты фестиваля «Здесь и сейчас»
Арт-объекты
Егор Плотников, «Поиск равновесия»
Несколько белых фигур разместились в Исцеляющих садах — живописном природном овраге на территории медицинского кластера. Здесь проложена тропа-променад, которая позволяет гуляющим созерцать естественную красоту и находить гармонию с самими собой. С ее высоты можно заметить пять фигур: одна присела у ручья, другая держит зеркало, отражающее пейзаж, третья балансирует на шаре и так далее. Разглядывая их, зритель будто замирает и сам становится частью этой умиротворяющей композиции.
Полина Фролова, «Букет полевых цветов»
Между двумя бизнес-центрами из стекла и бетона появился яркий необычный объект. Похожий на декорацию к детскому спектаклю, гигантский букет с червяком внутри резко контрастирует с урбанистическим окружением. Зрителю предлагается почувствовать гротескную разницу между суетой мегаполиса и фантазийностью природы, остановиться и перезагрузиться.
Красил Макар, «Косморомашка»
Объемная композиция расположилась на пригорке недалеко от детской площадки Центрального парка и оказалась там очень к месту. Цветок и несколько его оторванных лепестков символизируют гадание на ромашке, но цвет и форма говорят о внеземном происхождении растения. Зритель тем не менее может продолжить считалку «любит — не любит» и получить ответ.
Анастасия Рыжикова, «Квантовая суперпозиция»
Объект неизвестной геометрической формы символизирует многогранность выбора, с которым человек сталкивается каждый день. 365 зеркальных граней будто создают мозаику из отраженных фрагментов реальности. И вариантов этой мозаики — бесконечное множество, ведь она меняется при каждом сделанном шаге. Художнице композиции близки идеи Велимира Хлебникова: поэт пытался нащупать параллельное или, возможно, перпендикулярное измерение, где человек оказывался бы в такой точке, из которой ему одновременно открывались прошлое, настоящее и будущее. В этом родоначальнику футуризма виделись природа и смысл творчества.
Диана Воуба, «Алфавитяне»
При создании своих красно-бело-черных существ, похожих на людей и животных, художница вдохновлялась наследием русского авангарда. Однако она предлагает относиться к этим работам-символам как к алфавиту, из которого под разным углом зрения можно составлять разные комбинации.
Александр Кашин, «Портрет художника. Сборная модель»
Несколько панелей, созданных по мотивам существующих произведений паблик-арта, состоят из отдельных деталей, расположенных в хаотичном порядке. У зрителя есть возможность представить себе любое другое их расположение и сконструировать в своем воображении собственные объекты.
Муралы
Андрей Оленев, «Творец»
Андрей Оленев создал роспись, в которой электрические лампы на переднем плане символизируют новые идеи. С одной стороны объекта зритель видит электрическую лампу в руке мужчины-исследователя, а с другой — сосуд в женской руке, наполненный чистой водой. Электричество — это символ науки, вода — символ природного источника знаний. Мужское и женское, рукотворное и природное, научное и художественное сочетается в росписи Андрея Оленева и символизирует творчество и инновации в «Сколково».
Евгений Малышев (JÖN), «Воспоминание»
Художник из Калининграда Евгений Малышев исследует в своей работе тему воспоминаний. Сравнивая их с помехами на экране или фрагментами мозаики, он пытается мыслить как нейросеть и пересобирает элементы детской памяти в новый образ. Размещенный на территории детской площадки, этот мурал символизирует коллективную память, которая зачастую основывается не на личных переживаниях, а на кинокадрах и семейных фотографиях.
Оля Iney Чикина, «Без названия»
Вдохновившись технологичностью «Сколково», художница разложила собственные мысли на элементы и создала из них геометрическую схему. Вымышленные символы, отдаленно похожие на принятые в науке, создают общее впечатление технологического орнамента.
Анатолий Akue, Change
Работа отображает размышление автора о необратимости трансформаций в природе и социуме, которые порой очень сложно отследить. При этом пространство внутри объекта, выполненное в одном цвете, дает возможность замедлиться и углубиться в свои ощущения. Это метафора человеческой жизни: напряжение и расслабление, вдох и выдох, спокойствие и скорость. Выбор состояния остается за зрителем.
Иван Найнти, «По ту сторону экрана»
Эта работа относится к авторской художественной серии, посвященной исследованию взаимодействия человека и техники. На двух сторонах объекта изображены люди, сидящие перед экранами вычислительных машин и как будто посылающие друг другу сообщения. Мурал выполнен в оттенках синего, напоминающих о ранней технике ручной фотопечати — цианотипии.
Владислав Дакес, «1+1=3»
Автор работы демонстрирует художественное воплощение формулы: теория + практика = результат. Она прекрасно описывает все происходящее на территории Инновационного центра «Сколково». Здесь эксперименты, основанные на смелых идеях, приводят к созданию новых форм и концептов.
Илья Блинов (Slak), «Калейдоскоп»
Создавая этот мурал, Илья Slak вдохновлялся идеей синергии. Такой, как в калейдоскопе, когда при малейшем вращении узор в нем меняется. Так и в Инновационном центре «Сколково», где каждое исследование и каждая идея дополняют общую картину современной науки. Данная роспись и сама выглядит как мозаика, составленная из самодостаточных элементов.
Подготовила Ирина Седова