Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне, которому посвящена выставка в ММОМА
Дмитрий Налбандян был одним из самых известных и официально почитаемых художников в Советском Союзе. «Мастеру импрессионизма» посвящена выставка «Невозможноеневозможно», которая проходит в Московском музее современного искусства (ММОМА). «Сноб» рассказывает о творческом пути живописца через его фотографии
«Шумный базар» в Тбилиси и первые зарисовки
Дмитрий Налбандян родился 15 сентября 1906 года в Тбилиси. В возрасте 18 лет он стал одним из первых студентов открывшейся Академии художеств. Тогда наибольшее влияние на молодого художника оказали два педагога: Егише Татевосян и Евгений Лансере, который жил в то время в Грузии и преподавал в Академии рисунок.
Первые работы Налбандяна были связаны с Тбилиси, который художник любил всю жизнь: «Я лично застал в Тбилиси шумный базар, где тогда, еще в 1920–1923 годах было много приезжих: индусы, китайцы, афганцы. Кругом кипела жизнь Востока. Приезжали на верблюдах из дальних стран, откуда привозили замечательные вытканные ковры, шелка, ожерелья. Меня, как молодого художника, это особенно увлекало и заставляло делать в альбом зарисовки, они были беглыми, но потом оказались очень нужными и полезными».
В 1926 году Дмитрий Налбандян впервые приехал в Москву. Как туриста его особенно впечатлила Красная площадь и Сухарева башня, а как художника — картина «Крестный ход» Репина, портреты Сурикова, Иванова, Врубеля и Серова в Третьяковской галерее.
Переезд в Москву и знакомства с революционерами
После окончания Тбилисской Академии художеств в 1929 году, Дмитрий Налбандян уехал в Одессу и работал художником-мультипликатором на Одесской кинофабрике. Набравшись опыта, спустя два года 25-летний Налбандян переехал в Москву, где устроился в Межрабпомфильм старшим художником. Параллельно художник сотрудничал с журналом «Крокодил», театром Моссовет и Историческим музеем.
В тот же период Налбандян начал работу над серией портретных набросков партийной элиты. На это художника вдохновило личное знакомство с видным советским государственным и партийным деятелем Серго Орджоникидзе, который был другом погибшего отца Налбандяна. По одной из версий, начинающий художник однажды даже был в гостях у Орджоникидзе, где познакомился с военачальником Климентом Ворошиловым, с которым они позже стали хорошими друзьями.
«Первая кисть Политбюро»
Благодаря протекции видных политических деятелей Налбандян стал вхож в круги политической элиты и стремительно обрел негласный статус «первой кисти Политбюро». Так, в 1956 году у него появилась квартира и собственная мастерская в доме на Тверской, 8, корпус 1.
Необычный подарок от Юрия Гагарина
В своей мастерской Налбандян принимал большое количество гостей. Среди них были космонавт Юрий Гагарин и его друг, знаменитый летчик-испытатель, обладатель шести мировых авиационных рекордов Георгий Мосолов. По одной из легенд, Гагарин в благодарность за работу подарил Налбандяну лопасти от испытательного самолета. Их художник якобы установил в своей мастерской и использовал как вентилятор.
Работа с маршалом Советского Союза
Еще одним известным гостем мастерской Налбандяна был маршал Советского Союза Иван Баграмян. Налбандян написал два портрета военачальника: первый — в Риге в 1946 году, а второй — в московской мастерской в 1961-м. По воспоминаниям художника, военачальник произвел на него впечатление очень обаятельного и простого человека.
Круиз на теплоходе по Европе с писателями и сценаристами
В середине 1950-х годов с началом периода «оттепели» в СССР начал развиваться зарубежный туризм. В 1956 году Налбандян стал пассажиром одного из первых круизных рейсов на теплоходе «Победа» вокруг Европы. Компанию художнику на борту составили и другие представители творческой интеллигенции того времени: киносценарист Борис Полевой, писатели Константин Паустовский и Татьяна Тэсс, художник Александр Герасимов и другие. Круиз начинался в Одессе. Теплоход проплывал через Болгарию, Грецию, Италию, Францию, Нидерланды и Швецию. Конечной точкой маршрута был Ленинград.
«У каждого был свой строгий распорядок дня, и я как художник естественно жил своей жизнью. Я ежедневно вставал в шесть часов утра, ходил купаться в бассейн, моими партнерами по утренней зарядке и плаванью были писатель Василий Захарченко и другие. Затем загорали на солнце. После завтрака пишу этюд, конечно, в первую очередь, чудесные морские пейзажи. Начиная с Одесского порта, делал зарисовки окрестностей. Вдоль берегов Турции и Босфора я написал до 12 этюдов. Причем каждый из них видоизменялся», — вспоминал Налбандян.
Создание «индийской» серии работ
В послевоенные годы Налбандян много путешествовал по странам Европы и Азии, где создал множество живописных штудий и рисунков. Большую серию работ он написал во время путешествий по Индии. Первые дни в Дели художник описывал так: «Площади и переулки загружены торговцами, ремесленниками, автомашинами, телегами, велосипедистами. На улице жарят всякую снедь, продают, едят. Тут же моются, торгуют, красят материи, развлекаются. Прямо на тротуарах расположились укротители змей, дрессировщики медведей, хироманты. Снуют рикши с трехколесными “рикшами” или яркими тележками — “тонги”... Вся эта толпа движется, волнуется, кричит, меняется, создает свой особый неповторимый ритм древнего индийского города».
Живописец много общался с рабочими, крестьянами, художниками и политиками «страны контрастов», в том числе с премьер-министром Индирой Ганди. Художник ездил в южноазиатскую страну пять раз. На основе всех путешествий Налбандян создал серию работ «По Индии». Она состояла из этюдов и зарисовок, передающих своеобразие национального быта, природы и архитектуры Индии.
Подготовила Ирина Филиппова