Ирина Горбачева на стенде галереи A-House
Ирина Горбачева на стенде галереи A-House Фото: Мария Хавторина

Мы к вам переехали за час

Крупнейшая в России ярмарка современного искусства за последние два года меняет локации с поразительной частотой. В 2023 году площадку перенесли из Гостиного двора в «Экспоцентр» в Москва-Сити, где вновь ожидали собраться галеристы и коллекционеры. Однако в конце августа ярмарка неожиданно переехала в «Тимирязев Центр» на Петровско-Разумовской, что повлияло и на дату проведения — в этом году она сместилась на месяц и открыта для публики с 25 по 27 октября.

Пообщавшись с гостями Cosmoscow, корреспондент «Сноба» выяснил: несмотря на жалобы на пробки и удаленность от центра, большинство посетителей все же оценивает новое пространство положительно. Высокие потолки и впечатляющие квадраты сыграли свою карту, и даже на VIP-превью теперь не ощущается привычная теснота «селедок в бочке». К тому же, если это место станет для Cosmoscow новым домом, получится неплохая архитектурная перспектива. Сейчас ярмарка заняла всего один этаж «Тимирязев Центра», и с извечной проблемой нехватки места ввиду постоянного роста числа участников можно будет попрощаться раз и навсегда: залов точно всем хватит.

Уместилось все и даже больше: свои стенды представили 91 галерея, а также были организованы многочисленные коммерческие зоны от партнеров Cosmoscow. Из-за их обилия общее впечатление от галерей-участниц слегка размывается — сказалось высокое качество стендов компаний, которые напрямую с искусством не связаны. Например, российский бренд 12Storeez создал специальный проект с художником Никитой Паречиным — стенд получился минималистичным и естественным благодаря использованию гербария на акриле.

Этюд в доверительных тонах

Оттенков синего, символа спокойствия и доверия, постоянства и вечности, на Cosmoscow в этом году вообще получилось много — нарочно это вышло или нет, доподлинно неизвестно. Палитра нашла свое отражение, например, в объектах на стенде 3L Gallery в коврах Иры Бойко и скульптуре Марины Бэйзел. А у Sample в секции «Контур» синий соседствовал с черным и белым — они представили Алексея Дубинского и его заигрывающую с античностью графику из серии «Священная роща». Монохромной голубой зоной отличился бренд «Эконика» — вместе с архитектурным бюро EDxxKAT они подготовили инсталляцию «Синяя комната», а бьюти-бренд The Act превратил свой стенд-коллаборацию с Галиной Агафоновой «25-й час» в ярко-синюю пустыню с футуристически сияющим вендинговым автоматом.

Но даже если закрыть глаза на вездесущий индиго, некий доверительный тон все равно очень явственно присутствует в этом выпуске ярмарки. Интерактивность и вовлечение в художественный процесс на равных с автором, отход от психоэмоциональной элитарности в сторону доступности — вот, пожалуй, основной атмосферный вектор Cosmoscow-2024. За примерами далеко ходить не пришлось — они находят посетителей сами, предлагая им нечто вроде политики открытых дверей и отодвигая мифологическую звездность арт-среды и богемы.

Федор Хиросигэ в день открытия разгуливал в образе Леди Гриба и гадал по ладони у всех желающих. Культовая галерея «Пальто» переквалифицировалась в «Лоток», предлагая зрителям муляжные булочки и пирожные. Похожие были на вернисаже выставки Павла Пепперштейна «Ужины» во VALDEY на Неглинной, но все совпадения, кажется, случайны. На вопрос корреспондента «Сноба», почему именно мучное, а не чурчхела или кукуруза, Александр Петрелли призадумался и с хитрым прищуром пообещал разобраться в этом вопросе. Стенд «Сноба» тоже превратился в зону активного взаимодействия, но журнал подошел к этому философски, предлагая посетителям ответить на вопрос «что такое искусство» с помощью филворда — ассоциации, как показали всего несколько минут у стенда, у людей очень разные, от слова «вонь» до слова «чистота». 

Ставка на заморское диво

На удивление, цифрового искусства оказалось совсем мало — в секцию вошли лишь две галереи, хотя специализированные пространства активно открываются по всей стране, а диджитал-арт в последний год-два становится частым и востребованным гостем на других ярмарках совриска, от питерской 1703 до столичной WINWIN. Фиджитал-галерея «Охра» из Санкт-Петербурга показала искусство художницы Надежды Бей, для этого посетителям стенда предлагалось испробовать на себе очки виртуальной реальности. Второй — и последней — участницей цифровой секции стала дубайская галерея Inloco, но тоже с питерскими корнями. 

Зато, в сравнении с прошлогодним выпуском, Cosmoscow-2024 увереннее заявляет свой статус международной ярмарки: помимо Inloco, еще одним участником из ОАЭ стало пространство Alisa куратора Алисы Багдонайте, показывающее работы Александры Паперно, Дианы Шлиман и Кирилла Макарова. Соло-стенд художника Тараса Желтышева тоже можно отнести к иностранным гостям — он живет и работает в Бангкоке, с завидной регулярностью участвуя в зарубежных ярмарках Европы, Азии и США. Но настоящими новичками-иностранцами стали участники из Тегерана, для которых была организована отдельная секция, получившая название «персидской». 

Фото: Мария Хавторина

Если основателями иранских галерей NAM, Artibition Gallery (занявшей аж два стенда, кстати) и Baashgaah являются мужчины, то владелицей NIAN оказалась женщина. Галеристка Лейла Махджури рассказала «Снобу», что, несмотря на патриархальный строй в Иране, отсутствие здесь у женщин права вести бизнес — это миф, а в местной арт-среде очень много профессионалов женского пола. Сама Лейла уверена: акцентировать внимание на женском искусстве исключительно из-за фемповестки не нужно, ведь у искусства и таланта, на ее взгляд, нет гендера. 

Как и другие иранские галеристы, Лейла надеется наладить международный обмен современного искусства с российскими галереями. Хотя говорить о конкретных договоренностях рано, именно у NIAM на листочке для обратной связи оказались контакты галереи Полины Аскери, что уже позволяет предполагать, кто точно не упустит возможность посотрудничать с Ираном.

Автор: Тамара Лорка