Вышел 109-й номер журнала «Сноб»
В Аргентине задержали основателя секты «Ашрам Шамбалы» Руднева
«Сноб» и Lips&Brain объявляют конкурс для художников
Трамп пообещал срубить магнолию, посаженную 200 лет назад у Белого дома
Арт

Девять вопросов о художественном образовании в России — от XVIII века до сегодняшнего дня

В Паркинг галерее «Зарядья» проходит выставка «Выпуск. История. Академия Глазунова. Живопись, ваяние и зодчество. Две эпохи на Мясницкой», иллюстрирующая историю дома Юшкова, где в начале 1840-х годов Московское художественное общество арендовало помещение для рисовального класса, а теперь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. «Сноб» рассказывает о влиянии Императорской Академии художеств, создании Московского училища живописи, ваяния и зодчества и о том, где сегодня художники могут получить образование
Экспозиция выставки «Выпуск. История. Академия Глазунова. Живопись, ваяние и зодчество. Две эпохи на Мясницкой»
Экспозиция выставки «Выпуск. История. Академия Глазунова. Живопись, ваяние и зодчество. Две эпохи на Мясницкой»
Фото: пресс-служба
1

Откуда берет начало русское художественное образование?

Профессиональное художественное образование в России зародилось в середине XVIII века, когда в 1757 году по инициативе Ивана Шувалова была учреждена Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Она заложила основы профессиональной подготовки мастеров европейского уровня. Однако к XIX веку запрос на национальное своеобразие искусства и большую свободу творчества привел к возникновению альтернативных школ, среди которых ключевую роль сыграло Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Оно стало мостом между академической системой и новаторскими поисками, определившими лицо русского искусства.

2

Как возникло Московское училище живописи, ваяния и зодчества?

В 1843 году на базе рисовального класса Московского художественного общества было основано училище. Оно заняло дом Юшкова — старинный особняк на Мясницкой. После присоединения в 1865–1866 годах Дворцового архитектурного училища учреждение получило привычное название — Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Здесь формировалась московская школа живописи, сочетавшая классику и новаторство.

3

Чем Московское училище живописи, ваяния и зодчества отличалось от других школ?

Училище балансировало между академической традицией и свободой творчества. Оно переняло от Императорской Академии художеств лучшие традиции классического европейского образования, но не отрицало национальных особенностей отечественного искусства. Педагоги, например, Василий Перов или Алексей Саврасов, требовали от своих учеников высочайшего профессионального мастерства, но в то же время предоставляли возможность творческого самовыражения и свободного проявления индивидуальных талантов. Это сделало МУЖВЗ центром новых течений — от реализма до импрессионизма.

4

Кто учился и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?

Здесь выросли ведущие представители русского искусства: Исаак Левитан, Константин Коровин, Наталья Гончарова. Архитекторы Алексей Щусев и Константин Быковский также связаны с училищем. Многие выпускники, как Кузьма Петров-Водкин, стали символами эпохи. А Сергей Волнухин, автор памятника первопечатнику Ивану Федорову, вел здесь скульптурный класс.

5

Что стало с училищем после революции?

В 1918 году МУЖВЗ закрыли. На его месте создали знаменитый ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — кузницу авангарда, где преподавали Казимир Малевич и Василий Кандинский. В 1927 году его преобразовали в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), но уже в 1930-м институт расформировали. Наследие ВХУТЕМАСа продолжило жить: архитектурное отделение стало основой Московского архитектурного института (МАРХИ), полиграфические мастерские положили начало профильным вузам, а идеи художественного синтеза повлияли на развитие дизайна в СССР. Здание на Мясницкой занимали разные организации, не связанные с искусством, пока в 1987-м Илья Глазунов не возродил традиции, основав Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

6

Как МУЖВЗ повлияло на русское искусство?

МУЖВЗ становится центром формирования уникального явления в русском искусстве середины XIX–начала XX века — московской школы живописи — феномена, объединившего реализм, лиризм и смелые эксперименты. Выпускники училища формировали лицо Товарищества передвижников, русского импрессионизма, символизма. 

7

Почему дом Юшкова называют легендарным?

Авторство особняка в стиле классицизм с красивой ротондой на углу приписывают Василию Баженову, одному из наиболее выдающихся архитекторов XVIII века, автору Большого дворца в Царицыно и дома Пашкова. С середины XIX века здание стало символом МУЖВЗ. Здесь кипела художественная жизнь, проходили выставки, о которых говорила «вся Москва», Павел Третьяков приезжал сюда за работами для своей галереи. После революции здание пережило упадок, но с 1987 года в нем снова учат художественным дисциплинам. Сегодня это не только памятник истории, но и живое пространство для новых поколений художников.

8

Что сохранилось от наследия МУЖВЗ сегодня?

Академия Ильи Глазунова, сохраняя здание и традиции, делает упор на классическую школу. Однако дух эксперимента не угас: здесь изучают иконопись, историческую живопись, но также дискутируют о месте искусства в современном мире. МУЖВЗ и академия — звенья одной цепи, связывающей прошлое и настоящее русского искусства.

9

Какие еще направления художественного образования существуют в России сегодня?

Помимо Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сохраняющей классические традиции, в России развиваются разнообразные художественные школы. Санкт-Петербургская академия художеств имени Репина (преемница Императорской Академии) остается оплотом академического образования, воспитывая мастеров станковой живописи, скульптуры и графики. Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова (в структуре Российской академии художеств) продолжает традиции МУЖВЗ, делая акцент на синтезе классики и современных тенденций.  

Современное искусство и дизайн представлены в Высшей школе экономики (факультет коммуникаций, медиа и дизайна), Школе Родченко (фотография, мультимедиа) и Британской высшей школе дизайна, где эксперименты с цифровыми технологиями и инсталляциями становятся частью учебного процесса. Региональные вузы вносят свой вклад: Уральская государственная архитектурно-художественная академия в Екатеринбурге славится монументальным искусством, а Казанское художественное училище сохраняет традиции национального декоративно-прикладного искусства.  

Архитектурное образование, унаследовавшее принципы ВХУТЕМАСа, сосредоточено в Московском архитектурном институте (МАРХИ) и Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ). Отдельного внимания заслуживают междисциплинарные программы, как в Сколковском институте науки и технологий, где искусство пересекается с инженерией.  

Таким образом, российское художественное образование — это живая система, где академическая школа сосуществует с авангардными поисками, а наследие МУЖВЗ и ВХУТЕМАСа продолжает вдохновлять новые поколения на эксперименты в области визуальной культуры и дизайна.

Подготовила Елена Голубева

0
0
И главное, «Сноб» — это уникальный круг собеседников, одним из которых можете стать вы.
Присоединиться

Читайте также

Пабло Пикассо: гений или пиарщик?

5 работ художника Димы Ребуса в проекте «АртАкт»

Беспокойной юности — беспокойный ритм. Каким получилось монохромное кино «Наступит лето» с Марком Эйдельштейном