Фотографическая четверка: какие работы Кирилл Симаков представит в Нью-Йорке
Хотя американской фотогалерее С+С Photography Gallery всего 5 лет, в художественных кругах она уже завоевала статус одного из наиболее уважаемых в США и мире пространств, посвященных фотоискусству. В собрании С+С находятся работы французского классика реалистичной фотографии ХХ века и отца фоторепортажа Анри Картье-Брессона, британского фотожурналиста Грега Бреннана, снявшего, пожалуй, всех звезд Великобритании, и даже портрет Елизаветы II, а также Стива Маккарри — автора культового снимка «Афганская девочка», ставшего обложкой журнала National Geographic в июне 1985 года.
В этом году галерея впервые провела международный open-call для фотографов — заявки принимались до 15 августа, а результатом конкурса стала коллективная выставка финалистов, которая откроется в Нью-Йорке 10 октября. Жюри было небольшим: два фотографа-резидента галереи — Дин Уэст и Натан Коу, а также основатель одной из старейших американских галерей Cavalier Galleries (ей 35 лет, филиалы есть в четырех штатах) Рональд Кавалье, куратор С+C Photography Gallery Линдси Ибэнкс и директор пространства Джулия Оксман.
«Конкурс был создан в этом году впервые с целью открытия новых и fine art фотографов. В дальнейшем мы планируем проводить его ежегодно. Заявку на конкурс мог подать любой желающий, без ограничений. Финалисты отличаются своим уникальным стилем и смелым подходом, что делает их новаторами в этой сфере. Охватывая различные жанры, включая портрет, пейзаж, повествование, смешанное медиа, подводную фотографию, работы, включенные в эту выставку, иллюстрируют широкий диапазон талантов, страсти и оригинальности», — рассказали «Снобу» представители галереи в Нью-Йорке.
Сколько именно фотографов отправили свои работы на open-call, «Снобу» не сообщили, но одним из десяти финалистов стал известный российский фотограф и Член-корреспондент РАХ — Кирилл Симаков. С автором из России С+С сотрудничает впервые, в то время как Кирилл, помимо участия в российских выставках, уже демонстрировал свои работы в США, Италии и Китае. По словам Кирилла, отбор материала, который он хотел бы продемонстрировать — основная сложность при подготовке к выставке или к подаче заявки на тот или иной конкурс. Дело в том, что за рубежом, считает фотограф, «немного другая ментальность, и приходится “угадывать”, что продемонстрировать».
«В прошлом году мы с супругой делали мою первую сольную выставку Bergamo Favolosa в Бергамо. Мы отобрали самые яркие снимки, продемонстрировали новые перспективы и ракурсы на городские пейзажи. Среди них был один, который вызывал у нас вопросы: стоило ли его вообще добавлять? В итоге он собрал больше всего откликов. Самая обычная, на мой взгляд, фотография, на которой изображены несколько жилых домов, снятых с холма. Люди говорили, что они или их друзья в разные периоды жизни жили в этих домах, делились с нами историями, даже демонстрировали свои детские фото на фоне этих домов», — объяснил собеседник «Сноба».
Тому, какие произведения предложить жюри С+С, тоже было посвящено много часов размышлений. В результате все четыре снимка, которые Кирилл отправил на конкурс вместе с заявкой, были приняты в экспозицию финалистов. Это «Дуэт» 2020 года, «Тихий шум» 2021-го, а также две работы 2023 года — «Тихое место» и «Венецианское искусство». Последняя вышла в финал премии International Photography Awards 2024 и получила особую отметку в категории «Архитектура».
«Я выбрал эти четыре работы, потому что они разные — они демонстрируют, что я могу работать в разных жанрах. Но все объединены моим стилем, нарочито темноваты, без кричащих оттенков и ярких окрасов, в меру спокойные, но при этом на всех есть движение», — объяснил фотограф «Снобу».
Дуэт, 2020
На создание работы «Дуэт» меня вдохновил русский балет. Тело танцора — это его душа. То, что танцор не может объяснить словами, он может продемонстрировать в движениях. И это очень близко к тому, что делает фотограф, кстати. Как сказал Льюис Хайн: «Если бы я мог рассказать историю словами, то я бы не таскал с собой камеру».
При создании фотографии я запечатлел контраст — идеальные тела танцоров в интерьерах полуразрушенной квартиры, в которой идет ремонт. Их двое не просто так, партнеры в танце, они олицетворяют гармонию в несовершенном мире. Если их хоть немного сдвинуть, гармония нарушится.
Тихий шум, 2021
Фотография «Тихий шум» иллюстрирует чистый природный пейзаж. Это зеркало, в котором все живое любуется своим отражением, создавая двойное ощущение. Либо мы находимся в личных покоях природы, которая смотрит в зеркало, поощряющее ее нарциссизм, либо мы сами принесли декорации и создали свой «дивный новый мир».
Это главная работа одноименной серии снимков, сделанных мной в Карелии в 2021 году. До того как отправиться в Нью-Йорк, она успела найти своего зрителя на Первой Ярославской биеннале современного искусства в 2021 году.
Тихое место, 2023
В названии снимка снова фигурирует слово «тихий», и это не просто так. Работа «Тихое место» — это сиквел фотосерии «Тихий шум». Но здесь я взялся за камеру уже не в Карелии, а в США. Взяв круглое зеркало, в 2023 году я отправился в «пустыню» под Лос-Анджелесом, хотел поставить это зеркало на вершину этих камней.
Но в тот день был очень сильный ветер, и я никак не мог зафиксировать зеркало на макушке, под нужным мне углом. В этой работе пришлось подключить digital art и дорисовать то, что я хотел изобразить. А снимок с зеркалом я все-таки там сделал — немного с другой стороны у подножья соседней горы камней.
Венецианское искусство, 2023
Работа посвящена одному из моих любимых городов — Венеции. Я участвовал в международных ярмарках Venice StArt 2021 и Venice Art 2022. С тех пор я много раз возвращался сюда, чтобы «поймать» в кадре всю магию города.
На снимке «Венецианское искусство» я запечатлел замерзшую февральскую Венецию в серо-голубых тонах. К идеальной гладкости снимка я добавил движение — танцующее отражение — таким образом, найдя гармонию в контрасте. Эта работа вышла в финал International Photography Awards 2024 и получила особую отметку в категории «Архитектура».
Современная фотография развивается постоянно, а арт-рынок — наполняется. Кирилл Симаков верит, что со временем фоторынок найдет свой ритм и наберет темп. По его словам, ряд фотографов, чьи работы лет 5–6 назад продавались не очень хорошо, сегодня отправляются в руки коллекционеров в разы активнее. В Москве работы самого Кирилла уже год как представлены в галерее «Репортаж», и, как отмечает художник, за это время он увидел рост интереса и спроса как на свои работы, так и на работы коллег по цеху.
«Один из основных инструментов продвижения фотографии — это продажи. Хотим мы или нет, но фотография должна продаваться и покупаться. Я знаю нескольких коллекционеров, которые стараются сейчас покупать больше фотографий, но не особо пока афишируют это. Разумеется, хочется, чтобы фотографию как искусство начали ценить больше — бывает, приходится слышать комментарии, что нет ничего сложного в том, чтобы сделать такой же снимок на телефон. Этим человек обесценивает огромный труд профессиональных фотографов», — поделился со «Снобом» фотограф.
Автор: Тамара Лорка