
«Фрагменты эпох»: начало нового развития музейной жизни Петербурга
«Летний сад», Завен Аршакуни (1987)
Выставку «Фрагменты эпох» открывает живописная работа известного петербургского художника Завена Аршакуни (1932–2012) «Летний сад» 1987 года. Знаковое для Петербурга место представлено обобщёнными фигурами прогуливающихся горожан, детально проработанными скульптурами, склонившимися над садом деревьями, через листву которых просвечивают лучи летнего солнца. Красочная, яркая палитра — то, что так отличает живописную манеру художника. Зелёные, жёлтые, фиолетовые цветовые пятна расставляют акценты и задают эмоциональный ритм произведению. Аршакуни не мыслит глубиной пространства, светотеневой лепкой цветов. Колористическая свобода, смелая пластика форм позволяют мастеру запечатлеть в своих работах время.
«Обнажённая», Виктор Тетерин (1966)
Женский образ — один из древнейших мотивов, встречающихся в культурах многих народов в разные эпохи. Эволюция этого образа породила большое количество разнообразных интерпретаций. Один из залов выставки посвящён воплощению телесной красоты, триумфу женской натуры. Работа ленинградского мастера Виктора Тетерина (1922—1991), одного из участников легендарной группы «Одиннадцать», создана в 1966 году, когда поколение художников активно искало новые выразительные средства, отказываясь от нарратива в пользу пластической формы и колористической гармонии. В этот период сам Тетерин погружается в изучение возможностей цвета, ориентируясь на осмысленный опыт живописной системы любимого им Анри Матисса. «Обнажённая» отсылает нас к современному образу «Данаи», впитавшему эстетику фовизма. Цветовые пятна полотна насыщены и интенсивны: основной контраст создаётся соотношением глубокого синего и живого красного оттенков. Вместо точного воспроизведения натурных цветов художник сознательно преувеличивает оттенки, усиливая один за счёт другого, достигая тем самым эффекта сияния обнажённой женской натуры.
«Старая Европа», Виктор Данилов (1992)
Один из залов экспозиции организован по принципу инсталляции и воссоздаёт мастерскую одного из ведущих художников озерковско-шуваловской группы — Виктора Данилова (1946–2010). Данилов обладал особым даром превращать простые, повседневные вещи в яркие художественные образы с оттенком иронии. Доминирующая работа в зале — «Старая Европа» 1992 года — представляет собой круглую деревянную скульптуру, дополненную металлической инкрустацией. Элемент реди-мейда — довольно частый приём, к которому прибегает художник. В данном случае Данилов использует деревянный стул, тем самым даруя ветхому предмету вторую жизнь. Восседающая на троне Королева собирает вокруг себя другие скульптурные и живописные произведения автора так же, как они были расставлены в его мастерской.
«Слышу музыку», Геннадий Устюгов (1991)
Геннадий Устюгов (род. 1937) — художник, которого называют русским Матиссом. Работа «Слышу музыку» 1991 года — классика ленинградского андеграунда — представляет собой тему одиночества. Печальный женский образ, погружённый в себя, воспроизводит опустошённость души художника. Эфирность подчеркнута отказом Устюгова от плотных материальных оттенков. Полупрозрачные мазки, частично просвечивающие холст, усиливают чувство нестабильности бытия. Помимо бесплотной фигуры художник изображает стол и повисший в воздухе музыкальный инструмент, символизирующие материальность мира. Музыка, исходящая от гитары, заполняет пустоту пространства, в котором ощутимо отчаяние автора, лаконично отражённое в стихах:
«Что осталось здесь душе одинокой, Лишь тоска и печаль... Отзвенела жизнь песней далёкой И улетела вдаль».
«Юдифь и Олоферн», Александр Данилов (1994)
Художник Александр Данилов (род. 1963) обращается к известной библейской истории о Юдифи и Олоферне. Однако Данилов представляет сюжет, ставший классическим, в ином образном решении. Зачастую в истории искусства трагичная сцена содержит сам процесс убийства («Юдифь и Олоферн», 1599 года, авторства Микеланджело да Караваджо), либо посткульминационный момент — результат совершённого убийства («Юдифь с головой Олоферна», около 1610–1612, автор — Кристофано Аллори). С долей иронии Александр Данилов изображает момент, предвкушающий кровавое действо. Художник пишет Олоферна чёрным, без волос. Он лежит на коленях Юдифи. Герои окружены изобилием фруктов. Все эти детали говорят о переосмыслении восприятия и трактовки исторического образа через призму современности.
«Ловец», Мария Кулагина
Скульптурно-живописная инсталляция современного московского художника-экспериментатора Марии Кулагиной (род. 1961) занимает одно из центральных мест экспозиции. Колонна «Ловец» (2019–2022) представляет философское размышление автора о жизненном пути человека, о смысле бытия, о соотношении конечного и бесконечного. В нижнем ярусе колонны, в начале жизни, человек полон вдохновения, он предвкушает радости судьбы. Однако постепенно, пока человек проходит свой путь, поднимаясь всё выше, его обременяют прожитые годы. Груз становится всё тяжелее: «Каждый несёт свою рыбу» — говорит Мария Кулагина. Рыба в творчестве художника символизирует работу, труд человека. «Ловец» — тот, кто побуждает каждого из нас пройти весь путь от начала и до конца. В творчестве Кулагиной символичен и сам материал: картон, несмотря на свою эфемерность, противопоставлен монументальному замыслу автора и отражает главную идею мимолётности бытия и цикличности человеческой жизни.
«Котлован. Диптих», Вячеслав Михайлов (1994)
Художник Вячеслав Михайлов (род. 1945), последователь экспрессионистских традиций, в 90-е годы создаёт диптих, вдохновлённый философским произведением Андрея Платонова «Котлован». Михайлов интерпретирует образы рабочих, копающих котлован, представляя их не обычными людьми, а могучими титанами, восставшими из земли. Для усиления эмоционального воздействия художник намеренно нарушает пропорции и искажает фигуры персонажей. Главная особенность творческого метода Михайлова заключается в работе с фактурой живописи: мастер стремится передать процесс создания произведения, создать впечатление от поверхности, возникающей «сама по себе». Фигуры людей, похожих на застывшую лаву, символизируют человеческое бессилие перед неотвратимостью судьбы: рабочие трудятся с таким рвением, словно пытаются обрести вечное спасение в глубине котлована.
Выставка продлится до 11 января
Автор: Елена Куценко