Гоша Острецов со своей работой в BoscoVesna
Гоша Острецов со своей работой в BoscoVesna Фото здесь и далее: пресс-служба

Гоша, расскажи о замысле инсталляции. Она начинается на минус 2-м этаже BoscoVesna и представляет собой избушку с импровизированным костром внутри. Я понимаю, что змеевик выше — это «дым» от нее. Но почему именно образ избушки?

На фоне всей остальной инсталляции, неестественного окружения человека, так скажем, избушка — это нечто, существующее в гармонии с изначальной человеческой природой. Это лесной уголок, отдушина человека, находящегося в состоянии урбанистического опьянения. И еще это место, где художник прячется от мира быстрых удовольствий. Он хочет создать вечную ценность и здесь совершает акт эскапизма. Как ты могла заметить, внутри избушки находятся эскизы — это «плохое» наследие Строгановки, а-ля «арбатские» наброски модной коллекции весна-лето этого года.

Это некоторая аналогия с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Из ада — с минус 2-го этажа — мы впоследствии поднимемся в роботизированный рай. В этом контексте пространство атриума BoscoVesna в качестве места для экспозиции очень интересно. Я вижу его воронкой в мир потребления, внутри которой художник закручивает смыслы. А еще, если помнишь, в «Божественной комедии» переживающий кризис Данте приходит в сумрачный лес. Это момент самоубийства, на самом деле. Наш художник тоже переживает кризис — и приходит в сумрачный лес академического искусства. Поэтому он решается сжечь эти вышколенные наброски.

И дым от этого костра превращается в холсты, которые мы увидим на других этажах, верно?

Все так. Нет дыма без огня. Нет современного искусства без классического. Наш художник хочет быть современным — и, чтобы перейти к чему-то новому, ему нужно сжечь прошлое. Это гумус искусства. Нас воспитывали так, что есть пейзаж, натюрморт, портрет… И все. Художникам, которые получили академическое образование, очень трудно от него уйти впоследствии, перейти к абстрактному мышлению, к свободному обращению с формами, выкрутить конфликты современности с нашей художественной традицией. 

Очертания дыма — это конструктивизм, то искусство, которое мы смогли дать мировой культуре. Потому что до появления конструктивизма русская культура в мировом контексте ничего из себя не представляла. Художник перерождается через конструктивистский змеевик, арт-гумус внутри которого превращается в чистую энергию искусства. Получается, из ада устарелости рождается райское древо познания добра и зла. Плоды на нем — это картины русского современного художника эпохи постмодернизма. В данном случае — мои (смеется). 

Но послушай, отрицать прошлое будет все-таки некорректно. Классическое искусство — это, по сути, праотец современного, и никуда от этого не деться.

И это тоже верно. Тут я приведу мою любимую цитату из манифеста «Пощечина общественному вкусу», в создании которого участвовал Маяковский: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Это прекрасная фраза. Знаешь почему? Потому что прежде, чем сбрасывать Пушкина с такого парохода, нужно сначала знать, кто такой Пушкин. То есть, не зная истории искусства, художник не может стать художником. И я ни в коем разе не призываю разорвать отношения с существующими художественными традициями. 

Вот моя философия. Инструмент Бога — это талант в созданном им человеке. Человек, в свою очередь, сам выбирает себе инструмент для выражения таланта. Художник — это спаситель мира. В руке его — благословляющая кисточка. Это и есть его инструмент, который не меняется веками, от Шумера и Египта до сегодняшнего дня. И художник создает вторую природу. Сотворив произведение искусства из «ничего», он меняет весь мир. А сейчас мы живем в мире капитализма, все стремимся заработать денег — чем больше, тем лучше. Но, если этот капитал не будет интеллектуализирован, это приведет к конфликту. Жизнь течет и впадает в реку забвения, и только искусство может остановить страшный закон космоса… Ты же записываешь?

Конечно.

Отлично, потом выучишь наизусть! (Смеется.) Ведь как возникает современное искусство? Благодаря сжиганию, борьбе с дурным наследием. И цитированию. Потому что мы уже не можем так прекрасно классически рисовать, как это делали реальные мастера прошлого, сотворившие революцию. Время такого искусства уже ушло, понимаешь. И это, по-моему, в принципе доказывает линейность века искусства. Поэтому мы так легко отличаем барокко от импрессионизма, например. 

А как думаешь, сейчас может появиться какой-нибудь «-изм»? Или это будет сродни изобретению велосипеда?

Дело в том, что, когда создавались работы внутри «-измов», то этих «-измов» как таковых вообще не было. Общество инертно. Всегда есть обыватель, который не хочет обновления, поэтому в каждом временном отрезке искусство элитарно. Лишь когда проходит время, мы понимаем, что это было «оно», даем ему «-изм», вписываем в историю искусств. Мне кажется, чем художник радикальнее для своего времени и чем острее вопросы, которые он поднимает, тем выше шанс, что в будущем он войдет в историю искусств. И ему, может быть, дадут какой-нибудь «-изм».

Поэтому прошлое как раз-таки важно для современных художников. Если бы Ван Гог не знал Гогена, то он бы так и рисовал какие-нибудь коричневые картофелины. Он ведь изначально был пастором, философом. Много размышлял о человеческой душе. Лишь попав в Париж, узнав новые для себя цветовые решения, он стал тем, кем стал. Внутри его собственной души взрывается цвет, появляются новые переживания. Без того диалога он бы не стал Ван Гогом и не написал бы, скажем, «Красные виноградники в Арле», которые сейчас находятся в ГМИИ им. Пушкина. Обожаю эту вещь.

Давай чуть-чуть вернемся назад, к выставке. Здесь есть работы, которые ты сделал недавно, и те, которые мы уже видели — помню, в Cube.Moscow в том году была большая «О вкусах не спорят». Признаться, твоя робовселенная в мире цифры уже не кажется фантазией. Как думаешь, как давно цифровой мир укоренился в реальном?

Я думаю, вся вот эта техническая, роботизированная история изначально была в нашей вселенной. Еще до появления компьютеров и телефонов, до создания первых андроидов… Тут, пожалуй, отвечу вопросом на вопрос. Абстракция — это что? Ты скажешь — беспредметное искусство. А я скажу, что это близко увеличенный объект. Если разобрать телефон, снять с него крышку и посмотреть, что внутри, тоже увидишь абстракцию. Вот и доказательство роботизированности нашего мира. Она буквально «зашита» в код нашей реальности.

Инсталляция из букв на входе тоже отдает техно-вайбом. Конструировал их сам, варил по металлу? 

Спер! Разбирали какую-то гостиницу, уже не вспомню название, а буквы выкинули на помойку. Я подобрал и составил из них слово «ГОША». Хотя, конечно, это не «Ш», а «Е», которую я просто перевернул. Такая вот гостиница «ГОША» (смеется). А что, хорошие буквы, добротный материал. Жалко такое отправлять на помойку, не экологично. Вообще, я много говорю об экологии — как мы с тобой уже определили, художник, как спаситель мира, должен решать проблемы современности. А экология — это очень серьезная проблема сегодняшнего дня. Мы живем в системе гиперпотребления.

Инсталляция и работа Гоши Острецова в BoscoVesna
Инсталляция и работа Гоши Острецова в BoscoVesna

Иронично, что твоя выставка как раз находится в ТЦ, между рядов с модными коллекциями. Я заметила, что работы даже визуально сочетаются с развеской.

Ну, конечно, это отчасти и мерчендайзинговая история. А вообще, да, забавно получилось. Особенно если учесть, что я рисую на ткани — слоями красок и рисунками прячутся обрезки. Я даю им новую жизнь в вечности — в искусстве. А кроме него, как ты знаешь, я интересуюсь ролью технологий в современном мире, исследую влияние ИИ на повседневную жизнь. Мы ведь сейчас без него совсем не можем, хотя бы на 10% он каждый день с нами — потому что мы не выходим из дома без телефона. Искусственный интеллект помогает, например, не совершать орфографических ошибок в переписке. 

Нейросети — это вообще что-то невероятное. Если подумать, мы не всегда уверены, с кем общаемся онлайн — с человеком или машиной. Даже в своих произведениях я оставляю эту загадку, предлагаю зрителю подумать, кто есть кто на самом деле. Сейчас я начинаю новый проект, тоже связанный с интернет-культурой «Кошка — голубь мира». Благодаря интернету, кошка — это единственный межгалактический антистресс. У меня у самого, кстати, четыре кота. Четыре ребенка и четыре кота, вот так. Каждому по коту, получается (смеется).

Беседовала Катерина Алабина