Евгения Болюх

Междисциплинарная художница, работает с объектами, инсталляциями, перформативными практиками.

Что для тебя творчество? 

Уже где-то больше двух лет я работаю с травмой. Я стараюсь передать опыт травмы на чувственным уровне, через более универсальные объекты, чтобы любой человек чувствовал себя не одиноким, чувствовал, что его понимают. 

У людей есть разные травмы, они могут быть по разному поводу. Но я пытаюсь передать именно вот это чувство «проживания травмы». И для меня это достаточно непростой опыт.

При этом я абсолютно не хочу никого менять. Художник может менять через творчество свое окружение, социум в том числе, но у меня такой цели нет. Мне кажется, что никто не готов меняться, пока он сам не решит меняться. Для меня творчество — передача того, что происходит сейчас, возможность как-то это осмыслить и всем нам коллективно прожить.

Марина Глебова 

Художница, работает с графикой, живописью, текстилем, смешивая их между собой.

Что для тебя смерть? 

Мне кажется, что смерть — самая интересная тема для творчества. Если любую тему глубоко копать, она всегда про смерть. Меня не пугает смерть. Я надеюсь, что будет такой прекрасный момент, когда я настолько устану от жизни, что просто буду счастлива уйти, и это будет хороший момент.

В целом, сейчас у меня какой-то «blue период». Мои работы более спокойные и более, может быть, воздушные, связанные с одиночеством. Наверное, я сейчас делаю больше о себе, своем состоянии, чем о фантазиях на тему каких-то воспоминаний.

Надя Петрова

Художница, работает в направлении файбер-арт, с кружевными полотнами и вязаными арт-объектами.

Что для тебя любовь?

Я процитирую Екатерину Колоссовскую: «Любовь — это когда варишь бигуди в кастрюле, чтобы сделать кудри дочери». Мне нравится это сочетание бытового и какой-то красоты. Хотя, видимо, к насекомым я более неравнодушна, чем к дочерям, потому что их нет.

Что для тебя смерть? 

Здесь я выберу цитату Вовы Цыгана: «Смерть — это то, что поджидает всех комаров, которые мучили меня этим летом». Хотя в целом это то, что ждет не только этих комаров, но и вообще все живые организмы. Естественный финал жизни. На самом деле, я выбрала эту цитату, потому что я перестала убивать насекомых. Не то чтобы я такая теперь просветленная, но раньше каждое замеченное мной насекомое было убито.

Лана Морозова

Мультимедийная художница, работает с текстилем, вышивкой, керамикой, алюминием, живописью и графикой.

Что для тебя творчество?

Сейчас мое творчество — о конце света, смерти, детстве, семье, любви, да и в принципе обо всем, что волнует всех. При этом сложно отделить себя от общества и общество от себя. Я думаю, что все взаимосвязано. И в том, как я что-то делаю или чувствую, другие могут найти что-то близкое себе. И я так же нахожу что-то близкое в других людях. Поэтому мне кажется, что это общечеловеческие темы, общесоциальные.

Думаю, что в творчестве, говоря о себе, мы говорим обо всем мире. Говоря о ком-то другом, мы все равно тоже говорим о себе. 

Что для тебя смерть? 

Я могу прочитать стихотворение Андрея Платонова: «Баю-бай, Машенька, тихое сердечко. Проживешь ты страшненько и сгоришь, как свечка». Я люблю поэтические нарративы, и мне близко поэтическое ощущение смерти.

Аня Гросицкая

Художница, работает в основном с тканью и вышивкой, исследует повседневность. 

Что для тебя творчество?

Мне кажется, творчество способно простраивать связи между прошлым и настоящим, которые были разорваны или отвергнуты. Например, это я делаю в своем творчестве. Мне хочется заново визуализировать эти связи, дать им образ. 

Я шью разные объекты из старых советских тканей и еще начала заниматься скульптурой, которая тоже отсылает к советскому наследию. Мне кажется, что все это рифмуется с сегодняшним днем. Но нужно отступить чуть-чуть назад и посмотреть на это со стороны. 

Сначала я думала, что я совсем не связана с советским. А потом я стала понимать, как моя жизнь пересекалась с этим. В разных местах: в саду, школе, семье, где транслируются какие-то устои. Я стала понимать, как это все влияет на мою жизнь и на мою психологию, на то, как я взаимодействовала с этим миром.

Юрий Чернышев

Междисциплинарный художник и преподаватель, сосредоточен на исследовании «залипания».

Что для тебя любовь?

Процитирую Ивана Подкидышева: «Любовь — это канат, по которому пролегает путь над пропастью. Жизнь –– это путь по канату над пропастью. А смерть — это пропасть, над которой растянут канат». Значит, все это какой-то путь. 

В этой цитате я выбираю путь как форму. Для меня канат –– это интересная форма. Я очень люблю, например, железные дороги, потому что у них есть путь. То есть ты смотришь, куда ты идешь и как ты двигаешься.

Алиса Смородина

Что для тебя творчество?

Сейчас я работаю над серией объектов, которые, скажем так, являются итогом моего исследования темы памяти о Холокосте. 

Как память о Холокосте существует в 2024 году, что с ней происходит, какие трансформации она переживает? Для меня было большим удивлением и большим открытием осознать, что с ней происходит большое количество метаморфоз. Казалось бы, эта тема уже довольно устоявшаяся, весь мир воспринимает ее более-менее одинаково. Но оказалось, что это совершенно не так. Именно поэтому эти переживания я трансформировала в серию объектов.

Дина Боровик

Художница, создает объекты и инсталляции через призму рефлексии о прошлом и настоящем окружающей нас действительности. 

Что для тебя любовь?

Любовь — она во всем. Я стремлюсь к тому, чтобы все, что я делаю, было через любовь. Мне важно, чтобы от того, что я делаю, было тепло внутри и радость. Моя любовь к собственным проектам тянется очень долго. Например, у меня есть проект, который еще не завершен, который я придумала, но еще не реализовала. И все время о нем думаю: я знаю, что он есть, лежит на полке и ждет, когда я к нему вернусь. 

Что для тебя творчество?

Творчество меня очень наполняет. Даже когда я очень уставшая, я прихожу, сажусь за работу, и все — усталость куда-то улетучивается. Потому что я не создаю из боли, я создаю из любви. Наверное, поэтому у меня много тепла к моим работам.

Думаю, творчество — это какой-то живой симбиоз, такой… взаимодополняющий. И мое творчество меня тоже меняет.

Иван Репкин

Архитектор, художник, работает с живописью, скульптурой, исследует тему личных переживаний.

Что для тебя любовь?

Мне понравилась цитата Александры Трифоновой про любовь: «Любовь –– это сливочное масло. Это красота, неловкость. Любовь делает из умнейших людей настоящих глупцов». Почему сливочное масло? Любовь — она же бывает разной. И сливочное масло тоже разное: оно может быть и холодным, и твердым, а может быть мягким и текучим. В этом, собственно, и вся прелесть.

Что для тебя творчество?

Мне кажется, любой художник должен творить для себя в первую очередь. Наверно, я не нашел какой-то другой формы выражения своих ощущений, кроме творчества. Я занимаюсь этим всю жизнь, и мне кажется, что творчество — это то немногое, что может быть настоящим. Это то, что может давать хотя бы какие-либо эмоции. Мне кажется, что без искусства был бы наш мир гораздо грустнее.

Александр Гордеев

Художник и модель, работает с наивным искусством.

Что для тебя любовь?

Это энергия, которая движет все.

Что для тебя творчество?

Думаю, люди занимаются творчеством, чтобы запечатлеть свой опыт, дух времени. Какая-то вот такая у человечества всегда странная тяга к тому, чтобы оставить какой-то след. А другие люди ходят на это смотреть, потому что они хотят того же. 

Для меня творчество –– это про развитие сознания, про то, как мы видим мир и как сознание наше меняется, растет и изменяется, эволюционирует. Вот есть биологическая эволюция, а есть культурная революция, есть духовная эволюция. Искусство и творчество для меня –– это духовная эволюция, не культурная.