«Искусство неотделимо от повседневности — это работа, образ жизни и состояние души». Интервью с авторами проекта newnow
newnow — это и художники, и кураторы, и арт-дирекшен. Как вы сами себя определяете и в чем ваше принципиальное отличие от других кураторов или арт-директоров?
Вспомним «Выкса-фестиваль» 2023 года. Нас пригласили продюсировать маркет. Не маркет молодых современных художников, а маркет локальных производителей, ярмарку мастеров. И что вышло? Рынок с экспликацией, без шуток. Социальная лаборатория, образовательная и развлекательная программа, серия современной короткометражной анимации, коллаборации с художниками и благотворительными фондами, производство новых смысловых айтемов. «Маркет на пятаке» — место встречи и обмена опытом. Это про newnow.
newnow — это художник, куратор, арт-дирекшен, дизайнер, архитектор, продюсер, фандрайзер, нянька по вызову, оператор психологической поддержки, маляр-штукатур, человек — швейцарский нож, а еще поет, пишет и крестиком вышивает. Взболтать, но не смешивать.
Как вы рифмуете художественную и кураторскую практики? Как одна влияет на другую?
Следуя определению, действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той легкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства», — говорил Вильгельм Вундт.
Любой проект — это место для диалога, где форма и содержание одинаково важны для целостного восприятия высказывания. Кураторская практика стала следствием художественной, а мы стараемся рифмовать с другими художественными языками для расширения возможностей коммуникации: с кинематографом, музыкой, театром, наукой, литературой и так далее. Разные формы кросс-дисциплинарного взаимодействия делают высказывание более доступным для большинства зрителей.
В качестве примера: собирая выставку-интервенцию 404 в номере отеля Marco Polo by Moss Hospitality, мы рифмуем проекты художников, осмысляя понятие «ошибка» через бытовой опыт постояльца. Для презентации проекта мы выбрали другую форму интертеймента: наш друг, автор нескольких музыкальных проектов Андрей Джиджиков представил ошибку через экспериментальный музыкальный проект. А Даня Газизуллин, актер Мастерской Брусникина, представил зрителю свой взгляд на ошибку — работу «Кайся».
Или же наше сотрудничество с музыкальным куратором ярмарки современного искусства Catalog Глебом Андриановым — композитором, основателем проекта Cinematica, который в разных проектах сочетает экспериментальную музыку с незыблемой классикой. Формы по-прежнему разные: импровизация с камерным оркестром в пространстве ярмарки, межпоколенческие диалоги с Владимиром Мартыновым или внезапное вдохновение на вечеринке для друзей.
Рифма — это тот тот самый слог, объединяющий разные грани единого целого.
Вы часто говорите, что ваша особенность — внедрение искусства в повседневность. Почему это вас так интересует?
Прямо признаем, это не особенная особенность, велосипед мы не придумали. Искусство — это не параллельная реальность, но хорошо, когда она наполнена смыслами, а не только декором. Искусство — это не наряд выходного дня, это часть повседневной жизни. Хорошо, когда так.