«Истоки советской фотографии» в Еврейском музее
Черно-белый лабиринт фотографий раскинулся на несколько залов, таких же черно-белых и поделенных на шесть неравных частей. Они посвящены шести классикам репортажного ремесла — Аркадию Шайхету, Якову Халипу, Марку Маркову-Гринбергу, Эммануилу Евзерихину, Михаилу Прехнеру и Науму Грановскому. В основном это серии фотографии и фотоочерки, которые в середине 1930-х годов были ведущим жанром фотожурналистики в СССР.
По ним можно отследить не только историю фотографии в стране, но и зафиксировать главные для советского человека события. Например, Марков-Гринберг запечатлел встречу челюскинцев, а Грановский и Прехнер наблюдали за тем, как динамично менялась Москва. Евзерихину было интересно фотографировать подрастающее поколение, Шайхету — городской и деревенский быт. Из этих разнообразных сюжетов получается целостная картина первых десяти лет жизни в СССР.
Сейчас фотография переживает всплеск интереса со стороны арт-среды — «Сноб» проанализировал в отдельном материале, почему и как это происходит. Но еще до того, как это стало мейнстримом, Еврейский музей предоставлял площадку для фотоискусства: так, в 2017 году здесь показывали американского автора Филиппа Халсмана, а в 2023 году была ретроспектива снимков Льва Бородулина. По мнению исполнительного директора музея Кристины Краснянской, фотография — понятный и доступный вид искусства, который сегодня актуален для широкого зрителя, и это одна из причин, по которым Еврейский музей продолжает работу с этим медиумом.