Ирина Веселова
Ирина Веселова Фото здесь и далее: пресс-служба

Ирина, как вы пришли к керамике?

Это история любви с первого куска глины. На первом мастер-классе я за полчаса размяла в пласт три комка глины по килограмму, а ведь пыталась просто слепить чашку (смеется).

Вы тогда сразу поняли, что хотите заниматься именно керамикой?

Будучи специалистом по международной логистике и закупкам с многолетним опытом, осознавала ли я, что из одного похода на мастер-класс может получиться? Нет, конечно! Я просто приходила и приходила в мастерскую, а через полгода и вовсе ушла из серьезной фармацевтической компании, где тогда работала, и стала заниматься только керамикой. «Устала», — вздыхали близкие, а я просто хотела лепить.

Расскажите про свою первую большую работу. Чем вы вдохновляетесь, создавая свои игрушки?

Первой работой был «Леденец», растаявший на солнце, когда его уронил и забыл ребенок. Для меня в тот момент было еще очень важно, чтобы конфета непременно была ярко-розовой, а это оказалось не самой легкой задачей, потому что такая глазурь — та еще задачка со звездочкой. Керамисты поймут, а вам придется поверить мне на слово.

Достав его из печи (обжиг изделий происходит при температуре 1000 градусов и выше), я ходила с ним по мастерской, улыбаясь, а в тот момент в душе будто что-то «распаковалось». Пошли яркие эмоции прямо из детства. Тогда и решила, что хочу делать яркую керамику по мотивам детских игрушек. В голову сразу пришли неваляшка, юла, конь.

А помните свой первый заказ: кто и что у вас заказал?

Первый заказ был от чудесной Татьяны. Она купила розовый леденец и всех неваляшек, которые у меня были в тот момент. Кажется, тогда их было около четырех штук. Я до сих пор помню, что от неожиданности и удивления даже не смогла дальше вести машину и просто припарковалась. Сидела и думала, что это действительно нравится людям, они почувствовали, что я хочу передать через работы. Прошло пять лет, а помню это как будто было вчера.

Не было ли вам страшно вступать на такой довольно непредсказуемый путь в новом для себя арт-бизнесе?

Очень важно любить то, что делаешь, тогда намного легче преодолевать трудности, как мне кажется. У меня не было никакой финансовой подушки, четкого плана, а уже тем более понимания, как вообще развивать свой бренд в арт-бизнесе. Было только название Asiknova ceramics — оно родилось из никнейма в ICQ, если кто-то еще помнит, что это такое (смеется), — и ни с чем не сравнимое удовольствие, которое я испытывала от создания керамики.

Кто больше всего поддерживал вас в вашем начинании? Как близкие отнеслись к новому проекту?

Мне кажется, у родных просто поначалу не было даже выбора: я с головой ушла в глину — в прямом и переносном смысле слова. Думаю, что сначала у них было непонимание, ведь я тогда поступала в университет на MBA в Ванкувере, Канаде (Master of Business Administration). Но они видели, как сияют мои глаза, и поэтому поддерживали меня: таскали упаковки с глиной, коробки с глазурями. А что пришлось пережить моей маме, когда я лепила у нее на кухне и отливала гипсовые формы в ванной…

Расскажите о самом необычном предмете интерьера, который вы изготавливали.

Скорее всего, это работа из серии «Левитирующая керамика» — «Океан души моей», где из кофейной чашки, зависшей в воздухе, выливается волна. Чашка — аллегория образа человека: мы можем быть очень разными — хрупкой кофейной чашечкой или крепкой кружкой. А океан — душа. Ведь мы делимся тем, чем наполнены. Но мне почему-то кажется, что вы скорее хотели услышать о почти метровой статуэтке пениса, покрытой глазурью салатового цвета. Я работала над ней почти три месяца по заказу Насти Мироновой.

Планируете ли вы в ближайшее время выставляться в Санкт-Петербурге — возможно, на ярмарке современного искусства «1703»? Или, может быть, подумываете о западных площадках, например, сейчас многие коллекционеры устремили свой взор на Дубай и Art Dubai

В 2024 году мои работы были представлены галереей KGallery в рамках санкт-петербургской ярмарки современного искусства «1703». В этом году мы планировали продолжить сотрудничество, но как вышло… будем смотреть, стоять на месте точно не будем. Кроме того, в прошлом году работы доехали до выставки в Шанхае благодаря арт-галерее Lutra. Мы все время стараемся открывать для себя новые площадки.

То есть спрос на ваши изделия есть и за рубежом?

Да, мои работы приобретают за рубежом. Они добрались уже и до соседних континентов — например, есть покупатели из Австралии.

Есть ли керамисты или, может быть, художники в самом широком смысле слова — как отечественные, так и зарубежные — за которыми вы следите?

Я с огромным удовольствием наблюдаю за керамистами Надей Лихогруд и Гэн Ху из Китая. На самом деле, этот список намного больше, я с удовольствием покупаю керамику — как винтажную, так и современную. Выбираю то, что мне откликается.

Скажите, будете ли вы расширять линейку. Может быть, вы готовы поделиться своими идеями.

Очень скоро мы презентуем новые изделия — самое главное: «Мама, я уменьшила коня». Смех смехом, но меня давно спрашивали, можно ли сделать статуэтку «Конь-огонь» в размере поменьше — так он почти полметра в высоту. А еще мы сделали маленьких мишек «Харитонов» и потрясающие шкатулки. Обещаю, скоро вы все увидите. 

Беседовала Ольга Коста