Как пришла идея делать выставку в галерее Anna Nova?

Всё получилось очень просто. Анна позвонила и предложила сделать выставку в рамках Биеннале частных коллекций, которую проводит фонд «Новые коллекционеры». Я сразу согласилась. А потом Марина Девовна Лошак порекомендовала куратора — так всё и сложилось.

Что легло в основу концепции экспозиции?

Тема выставки — мой выбор, и я была рада, что она сразу откликнулась куратору. Я считаю, что любое изменение возможно только тогда, когда ты покидаешь зону комфорта — сознательно или в силу сложившихся обстоятельств. В какой-то момент жизнь заставляет мобилизовать все внутренние ресурсы — эмоциональные, интеллектуальные, чтобы пройти испытание. Если удаётся, ты переходишь на следующий уровень, как в компьютерной игре.

Как происходил отбор работ?

Отбор работ я полностью доверила куратору и очень довольна результатом — мы совпали почти полностью. Единственное, я настояла, чтобы в проект вошли работы Евгения Габричевского, и в последний момент, прямо в день открытия, попросила заменить видео Провмыза.

Насколько личным был этот процесс?

Наверное, психологи, посетив выставку, могли бы многое сказать обо мне — о моих страхах, слабостях, детских травмах. Но я не чувствую, что обнажилась перед публикой. Скорее, мне хотелось поделиться тем, что люблю, что меня вдохновляет, что стало частью моей жизни.

Вы уже выставляли свою коллекцию — чем этот проект отличается от предыдущих?

Это первая большая персональная выставка моей коллекции. До этого я участвовала только в коллективных проектах и в первом сезоне программы «Комната коллекционера», которую организовал Howard Art Foundation. Тогда в пространстве на Мастерской улице было показано около тридцати моих работ вместе с коллекциями Екатерины и Андрея Теребениных и Дениса Химиляйне.

Но разница колоссальная. Во-первых, это персональная выставка. Во-вторых, она посвящена конкретной теме, которую нужно раскрыть только своими работами. Не скрою, по рекомендации куратора я докупила несколько произведений, чтобы образ получился цельным.

С момента начала коллекционирования прошло несколько лет — как за это время изменился ваш вкус или подход?

Системно я начала собирать в 2020 году — с закрытой группы «Шар и крест», созданной Максимом Боксером для поддержки художников во время пандемии. Тогда это были в основном графические работы, которые покупались с интуицией и азартом.В 2021-м я сосредоточилась на зарубежных авторах — покупала работы на аукционах Sotheby’s, Phillips и на ярмарках Art Basel, Frieze Seoul, ARCO Madrid, Artissima Turin. В 2022 году был перерыв, а с 2023-го фокус сместился на современных российских художников.

В 2024 году я впервые серьёзно задумалась, куда двигаться дальше. Мы проанализировали коллекцию и сформулировали её концепцию. Сейчас основной фокус — российские авторы 1980–1990-х годов рождения, работающие с трёхмерными объектами и смешанными техниками.

Что для вас важнее при выборе работы — художественная сила, личный отклик или концепция?

Безусловно, личный отклик. Я должна чувствовать, что смогу жить с этой работой, что она мне действительно нужна.

Бывали ли случаи, когда работа как будто «настояла» на своём присутствии в коллекции?

Да, такое бывает. Так было, например, с работами Ирины Кориной «Притча», Евгения Антуфьева «Стражи», Кирилла Гаршина, группы Провмыза. Иногда произведение буквально зовёт — чувствуешь, что оно твоё. Но бывает и наоборот: всё идеально — автор, контекст, цена — а рука не поднимается. В такие моменты я стараюсь не спорить с интуицией.

Как вы себя ощущаете, показывая свою коллекцию публике?

Честно говоря, я рада, что нашла в себе смелость. И счастлива, что выставка вызвала такой отклик — видно, что зрителю интересно. Наверное, это и есть самое важное.

Беседовали Алиса Фещенко и Дарья Коноваленко