Новые перспективы: как 12 российских художников покорили африканскую публику
Год близится к концу, и одним из немногих международных проектов с российскими корнями стала выставка совриска «Творить чудеса» в столице Сенегала, Дакаре. Завершившаяся 31 октября экспозиция была первым для российского современного искусства «выходом» в африканский свет. Он обернулся успехом — всего за месяц работы «Творить чудеса» в Дакаре увидело порядка 10 тыс. гостей. Коллективная экспозиция объединила 20 современных художников из России, и это первый опыт сотрудничества Музея африканских цивилизаций Сенегала с российским современным искусством в таком масштабном формате. «Сноб» — о том, почему этот проект важен как для России, так и для Африки, и какие перспективы для художественного мира обеих стран он несет
Целый месяц чудес
Работа над тем, чтобы привезти современное искусство в Сенегал, велась долго и сразу несколькими сторонами. Обязанности распределились между посольством России в Сенегале и Музеем африканских цивилизаций в Дакаре. Продюсированием выставки занимались эксперты по международным проектам — Мария Салина и Юлия Смирнова. Завершающим штрихом этой уникальной коллаборации стал вклад независимого куратора Ирины Горловой, экс-руководителя Отдела новейших течений в Новой Третьяковке (ликвидирован в октябре 2024 года, существовал с 2017 года — Прим. ред.).
«Мы сами инициировали процесс: связались с музеем, собрали команду проекта, а также нашли заинтересованных в проведении этой выставки, то есть тех, кто оказал нам поддержку и помощь. Недаром название выставки “Творить чудеса”. Она и про веру в чудо, и про мифотворчество, и про наши традиции, которые сохраняются в современном искусстве», — поделилась со «Снобом» Юлия Смирнова.
Как рассказала «Снобу» Мария Салина, сначала организаторы рассматривали несколько африканских стран, но в итоге было принято коллективное решение остановиться на Сенегале. В этом вопросе команда не просчиталась — местный зритель готов к восприятию актуального искусства, да и художественная среда в стране богата мастерскими и локальными выставками.
«Пожалуй, мы волновались больше о логистике, все-таки направление нетрадиционное. Но произведения прибыли в срок, все было очень хорошо организовано», — добавила Мария Салина.
По словам куратора Ирины Горловой, задачей проекта было «перекинуть мост» с нашей стороны и организовать первое свидание неизвестных нам зрителей с нашим современным искусством. Выставка объединила более двадцати произведений от двенадцати современных художников разных поколений. В одном зале соседствовали Мария Арендт и Ася Заславская, Ольга Божко и Ирина Корина, Слава Нестеров и Леонид Тишков, Владимир Наседкин и Алла Урбан. Как рассказали «Снобу» в пресс-службе проекта, за месяц выставку посетило около 10 тысяч человек, а вернисаж произвел фурор, что подтверждает и куратор Ирина Горлова.
Ася Заславская, из серии «Ковчег»
Мария Арендт, из серии «Архитектура русского авангарда»
Слава Нестеров, «Песнь 2. Зов»
Владимир Наседкин, из серии «Парад звёзд и планет»
Алла Урбан, серия «Птицы»
Леонид Тишков, Private Moon
«Было очень много гостей на открытии! В том числе и жители дакарской деревни художников. Это территория с мастерскими, мини-пространствами и небольшими галереями в лачугах, где проводят различные культурные и творческие вечера, а еще создают искусство. Они оказались внимательными и точно считывающими смыслы зрителями, давали очень интересные интерпретации работам. Журналисты тоже подходили и говорили, что, хотя каждый художник был представлен одной работой или ее фрагментом, каждое высказывание оказалось объемным. Это было очень приятно», — поделилась Горлова.
Директор Музея африканских цивилизаций в Дакаре Мохамед Абдалла Ли в диалоге со «Снобом» отметил, что выставка «Творить чудеса» прошла в эмансипаторских и суверенистских стремлениях африканских обществ, которые способствуют культурному сближению с Россией.
«Через свою поэзию, свою иронию, свой аскетизм выставка “Творить чудеса” вступила в разговор, языком которого являются эмоции. А они, как мы знаем, являются универсальным языком. И это было оценено публикой Дакара», — сказал собеседник «Сноба».
Разные, но вместе
Само открытие выставки прошло с большим успехом — ввиду серьезного участия чиновников. Кроме знаменитостей и представителей африканской арт-среды вернисаж посетили и официальные лица дипломатического корпуса. Но, как рассказала «Снобу» Ирина Горлова, и в день превью, и вплоть до окончания проекта местная публика проявляла ничуть не меньший интерес к выставке. Правда, в цифрах его посчитать нельзя — отдельного билета музей на «Творить чудеса» не сделал, и гости могли оценить экспозицию только по общему билету.
«Для российского зрителя искусство как азиатское, так и африканское все еще остается неизвестной материей. Общее представление о современном африканском искусстве у нас как об искусстве, глубоко укорененном в национальных традициях и связанном с ремесленными практиками», — отмечает Ирина Горлова.
Хотя сегодня менталитет обеих стран кардинально различается — от быта до искусства, — концепция «мы разные, но все же вместе» здесь по-прежнему применима.Люди, говорящие на разных языках и живущие в непохожих мирах, по-прежнему находят общий язык через образы и художественные приемы.
«Россия — культурная страна. Но и Сенегал известен как африканская страна, культура которой вырывается вперед и сияет, как путеводная звезда. Именно поэтому сотрудничество между нашими странами существует уже очень давно. Когда президент Сенгор только задумывал создание Музея африканских цивилизаций, он отправил художника Мамаду Сека, представителя дакарской школы искусств, именно в Россию. Там Сека изучил консервацию и реставрацию произведений искусства в Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина. Мамаду провел в России шесть лет», — рассказал «Снобу» Мохамед Абдалла Ли.
Кроме того, подчеркивает собеседник «Сноба», российская политическая мысль оказала значительное влияние на целое поколение сенегальских художников и интеллектуалов — часто ими были активисты левых партий, участвовавшие в так называемом «культурном фронте», который боролся за восприятие искусства и культуры как силы сопротивления неоколониализму.
«В Африке свои культура и искусство, свой взгляд на мир. А мы давно хотели сделать выставку русского искусства в Африке — показать, как видят мир наши современные художники. О чем думают, над чем размышляют, что их вдохновляет… Показать, что их взгляды на мир и его восприятие очень схожи с тем, что есть в африканской культуре. Нам кажется, что русское и африканское искусство говорит об одном и том же, просто разными языками», — отметила Юлия Смирнова.
Вперед, в будущее
В целом Сенегал и Россия сотрудничают в культурной плоскости довольно давно, как рассказал «Снобу» чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Сенегал и Республике Гамбия Дмитрий Кураков. Культурное сотрудничество между двумя странами резко активизировалось буквально за последние пару лет и сегодня показывает хорошую динамику. Например, в 2022 году в Дакаре прошла первая зарубежная художественная сессия школы «Иннопрактики» и «Русских сезонов», а осенью 2023 здесь состоялась фотовыставка «Ислам на снегу». Но современное искусство — это новый экспериментальный виток сотрудничества.
«Выставочный проект в Республике Сенегал стал первым масштабным показом российского современного искусства на Африканском континенте. Благодаря этому важному проекту сенегальская общественность смогла воочию ознакомиться с самобытным творчеством современных российских художников», — сказал Дмитрий Кураков.
В свою очередь, Мохамед Абдалла Ли выразил надежду на то, что «Творить чудеса» — лишь начало культурного сотрудничества и обмена между двумя странами, отметив, что Россия и Сенегал «должны быть частью тенденции на взаимность».
«Россия принесла человечеству и Африке такие произведения, как “Война и мир” и “Когда проходят аисты”, которые имели большой успех на континенте. А активисты африканского социализма — это поколение, в которое также входили африканские студенты, получившие гуманитарное образование в России. Мы знаем о классических представителях российской культуры, будь то Максим Горький или Александр Пушкин. И нам не хватало современной перспективы, которую предложила выставка “Творить чудеса”», — отметил Мохамед Абдалла Ли.
На вопрос «Сноба» о том, каковы дальнейшие планы по продвижению российского современного искусства на континенте, Дмитрий Кураков комментировать не стал. Но отметил, что в Сенегале сегодня достигнут достойный уровень развития двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества с Россией, который «будет приумножаться».
Как минимум один из участников выставки, художник Леонид Тишков, продолжит свое путешествие по Африке, но уже соло. Созданный им символ проекта, световой объект «Частная луна», который вот уже 20 лет перемещается по всему миру, пока что остается в Сенегале — здесь Тишков работает над новой серией работ, которые будут полностью посвящены местным локациям. Из экспозиции музея «Частная луна» вот-вот переедет на территорию дакарского университета Шейха Анты Диопа.