Пляшущие человечки, нейросети и сладкая жизнь: что вдохновляет московских художников
Алексей Комов, «Порталы и Маяки»
Алексей Комов — вице-президент Союза московских архитекторов и член-корреспондент Российской академии художеств. На выставке представлено 9 работ из его архитектурной графики, на которых изображены триумфальные арки. Для художника они не только говорят о прошлом, но символизируют движение в будущее, которое возможно только при сохранении культурных традиций и корней. История и современность должны и могут существовать в гармонии — идея, которую Комов стремится отразить в своих работах.
Максим Дёмин, «Старый образ»
Максим Дёмин — художник и реставратор, поэтому его особенно вдохновляют материалы, несущие отпечаток времени. В экспозиции представлены резные наличники, которые обрамляют потемневшие от времени доски. В центре картины «Старый образ» находится оклад руинированной иконы и сухая трава. По словам куратора выставки, зритель может представить себя стоящим у окна внутри дома или снаружи, и от этого будет меняться восприятие работы.
Арт-группа Synticate, «Резонанс»
Макет инсталляции «Резонанс» был создан по схеме, разработанной нейросетью, и представляет собой расположенные в разных плоскостях зеркальные поверхности. В них отражается как сам зритель, так и картины на экране — их тоже создала нейросеть. Нажимая кнопку под экраном, зритель перемещается по разным эпохам, видя одновременно и отражение прошлых лет, и себя самого. На одном экране демонстрируется эволюция искусства, а на другом — развитие технологий в тот же период. И если началом художественной эволюции выбрана наскальная живопись, то венцом ее является сама инсталляция, созданная искусственным интеллектом.
Нестор Энгельке, «Картинная галерея имени проф. Вудмана»
Нестор Энгельке изобрел собственный стиль и назвал его «топоропись». Так сначала художник воспроизводит известные широкой публике портреты голландских мастеров на доске, а затем рассекает их топором. Вступает ли автор в спор с поговоркой «Что написано пером…», или хочет разделаться с историей искусства, или победить Рембрандта в неравном бою, или просто шутит — доподлинно не известно. Известно только, что художник придумал себе альтер-эго, профессора Вудмана, на которого перекладывает ответственность за свои чудаковатые поступки.
Дмитрий Цветков, «Песенка спета»
Проект Дмитрия Цветкова «Песенка спета» включает в себя сразу несколько объектов. Во-первых, инсталляцию из крошечных человечков, их автор называет «цветковский народ». Во-вторых, символическую лиру, которая при ближайшем рассмотрении оказывается фрагментом стула, из серии «Мягкая музыка». И в-третьих, нотные листы, на них, как утверждает сам Цветков, записаны мелодии для стихов Иосифа Бродского, Дмитрия Пригова и других поэтов. Музыкального образования у Цветкова нет, зато есть художественное, поэтому музыкальные звуки мастер записывает не нотами, а крючками и человечками.
Олег Хвостов, «Мягкие ландшафты»
Тройное пейзажное тондо Олега Хвостова выглядит очень лаконично. Три фрагмента окружающего мира как будто заключены в круглые пузыри. Это особый взгляд художника на действительность. Он трансформирует саму традицию пейзажей, выкристаллизовывает самое важное и превращает сложное в простое. Тройственность работы говорит о потоке образов, которыми мыслит автор. В художественном мире Хвостова царят яркие цвета и геометрические формы.
Мария Буртова, «Сладкая жизнь»
Соблюдая условия номинирования на Арт-премию, художница Мария Буртова называет свою работу картиной о Москве, ведь именно в столице, по мнению многих, жизнь сладка, как консервированное сгущенное молоко. Тысячи москвичей уже видели репродукцию этой картины в переходах метрополитена в рамках ярмарки современного искусства Art Russia 2024.
Выставка номинантов 5-й Московской арт-премии открыта до 8 декабря.
Подготовила Ирина Седова