Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником
Ваша выставка в VS Gallery создана при использовании цифровых технологий, но, кажется, вдохновлена Возрождением. Можно ли здесь найти какие-то пересечения? Есть ли в этом некая цикличность?
Думаю, что в работах, представленных на выставке «Мультичеловек 2», присутствует практически весь спектр искусства прошлого. Зритель, у которого есть определенная насмотренность, может заметить отсылки к различным направлениям в искусстве. Вдохновлялся ли я сам каким-либо течением или художником? Скорее, нет. Я стараюсь впитывать как можно больше информации, а мой уже природный интеллект, обычный, не искусственный (смеется), смешивает все эти образы и создает что-то новое. Ведь в первую очередь цель моего искусства заключается в том, чтобы быть широко понятным, гибким для зрителя, чтобы как можно больше людей могли увидеть в этом что-то знакомое и приятное. Когда зритель понимает, прочитывает изображение, он получает химические коктейли из эндорфинов и прочих вещей, которые его радуют. Радуют потому, что он что-то обнаружил, узнал, нейронные связи в голове сработали, провели по неким каналам воспоминаний или знаний.
Цикличность здесь присутствует как раз таки в вопросе жизни и смерти, в рождении и разрушении. Цикличность присутствует и в природе, и науке, и философии, и духовных практиках. Это очень интересный феномен — некий уроборос нашей жизни, где мы наблюдаем, что без замкнутого круга не может быть прогресса, не может быть движения.
Сама выставка является неким циклом возвращения к истокам. Я начинал свою работу с фотографии, где фокус был нацелен на различные точки зрения и углы обозрения человеческого тела в попытках представить какой-то новый взгляд на форму человеческого тела. В течение последних лет я делал шаги в сторону, создавал другие серии работ. И с этой выставкой я вновь возвращаюсь к теме человеческого тела, фокусируюсь на нем и пытаюсь произвести новейшие образы в контексте времени прошедшего, в контексте новых технологий. Это моя вторая персональная выставка. Первая также была сконцентрирована в основном на цифровых работах, на человеческом теле. Эта же полностью посвящена человеку и его роли в этом мире.
А в целом цифровое искусство в России — про что оно, есть ли какие-то отличительные черты?
Конечно, отличительные черты есть. Некоторые авторы используют нарративы из истории, прошлого, обыгрывают каким-то образом сказки. Но все-таки цифровое искусство — это, в первую очередь, про цифровые миры с вкраплениями, отражениями какой-то реальности, быта и культуры.
Насколько широк рынок цифрового искусства в России?
Рынок цифрового искусства в России растет и развивается в темпе глобального тренда. Цифровое искусство само по себе было, есть и будет. Оно живет еще с 60-х, но при этом с новыми модными течениями, такими как NFT, уже пару лет становится все более популярным, захватывая экраны и билборды в крупных городах по всему миру, включая Москву. Вспомним, например, трансляцию видеоарта в прошлом году на Останкинской башне. Появляются новые художники, новые технологии, специализированные образовательные программы, и наконец мы видим цифровое искусство на различных крупных ярмарках.
Отличается ли российская цифровая арт-сцена России от зарубежной?
Цифровая арт-сцена достаточно космополитична. Не всегда можно отследить отсылки к национальным чертам, культурному коду. Хотя, если взять цифровое искусство Южной Америки, там чаще художники используют в своем творчестве локальные истории и визуальные образы. Но в целом шлейф цифрового искусства, скорее, о будущем без границ, о будущем в цифровых мирах, о переживании людей на тему цифровизации, на тему роли человека в мире технологий.
Зачастую образы рождены в цифровой среде, и развитие какой-то визуальной истории происходит в вакууме этого цифрового мира, который не смотрит наружу, на физический мир. Это некая параллельная вселенная, которая лишь изредка соприкасается с нашей реальностью. Поэтому отличий каких-либо нет. Я думаю, это и хорошо, и плохо. С одной стороны, цифровым художникам удобно продвигать свои ценности, а с другой — отсутствие отличительных черт создает океан видео-арта.
Есть ли какие-то имена в России и за ее пределами, за которыми стоит следить или которыми вы сами вдохновляетесь?
К сожалению, меня мало кто вдохновляет. Естественно, есть друзья и коллеги по цеху, которые в моменте воодушевляют меня, но это ограничено событиями на короткой дистанции. Учитывая скорость развития цифрового искусства, цифровой экосистемы, перед нами стоит задача успевать производить и успевать участвовать везде, чтобы быть замеченным.
При этом я бы выделил такой интересный феномен, который происходит с художником Ильей Колесниковым. Его работы присутствуют в МАММ и продаются на аукционах Vladey. Он давно занимается различными видами искусства, включая реди-мейд (течение разных видов авангардного искусства, в котором бытовые объекты, преобразуются автором в собственное произведение путем помещения в новый, неожиданный контекст, как работы «Фонтан» Марселя Дюшана или «Комик» Маурицио Каттелана. — Прим. ред.) и цифровое искусство. На протяжении последних двух лет Колесников развивал вселенную своего проекта Elijah Wheel про персонажа, который имеет лишь черты и границы человека, но не имеет никакого наполнения. Это такой шаблон человека, с которым автор работает, играет и наделяет различными характеристиками. Илья с этим проектом участвовал в разных выставках, у него есть NFT-коллекция, рисунки, шаржи, мемы, дипфейки. И в рамках своего очередного инерционного действия Илья, скорее, как ребенок, играясь с игрушкой, произвел криптомонеты, которые оказались очень востребованы на рынке и обрели большой рыночный капитал. Это привлекло многотысячную аудиторию. Таким образом Илья вышел и на китайский рынок, и на западный. На протяжении последних нескольких месяцев мы, товарищи, коллеги, художники и так называемые «криптаны», следим за этим проектом, помогаем и объединяемся вокруг Ильи. Это один из интересных примеров того, как мультидисциплинарному художнику, пришедшему из физического мира в цифровой, удалось вдохновить многих, а также покорить невероятные горизонты новых дивных цифровых миров.
Как вы сами пришли к цифровому искусству?
С юности я увлекался компьютерами, компьютерными играми, компьютерной грамотностью. Как и и многие ребята, будучи школьником, мечтал о ПК, ходил на курсы, играл в игры у своего брата на компьютере и постепенно, с появлением собственного ПК, начал пытаться создавать какие-то образы в графических редакторах, анимацию. Затем интернет позволил мне погрузиться в это глубже и научиться большему. Когда я уже учился в колледже на программиста, у меня были курсы по растровой и векторной графике, с которой я не справлялся и старался самообучиться. Шаг за шагом я получал новые навыки.
С этим связана забавная история. Я был участником одного игрового форума. Однажды я получил там блокировку за нарушение прав, и мне поставили условия, дабы избавиться от этой блокировки, заняться развитием одного из разделов — это был раздел компьютерной графики. И так последовательно я начал ее познавать. И началось уже более стремительное и профессиональное развитие. По окончании колледжа меня пригласили работать дизайнером, потом появилась возможность окончить направление визуального искусства и визуального коммуникационного дизайна в Восточно-Средиземноморском университете на Северном Кипре, где изучил все, что связано с работой медиа, с работой с изображением, звуком, движущимися картинками, 3D-моделирование и многое другое. C тех пор я отдал себя практически полностью цифровому искусству. Так было до 2019–2020 года, когда, уже получив толику признания онлайн, понял, что нужно развиваться и в физическом мире.
Как в целом использование новых технологий влияет на творческий процесс?
В первую очередь, это про оптимизацию многих вещей. За счет ускорения определенных процессов у нас высвобождаются ресурсы в виде времени и сил, которые можно потратить на что-то еще. Поэтому новые технологии скрывают за собой новые горизонты, новые опыты визуальной коммуникации или образов. Мы можем на примере видео-арта, созданного при помощи искусственного интеллекта, увидеть те метаморфозы и странные смешения форм и цветов, которые будто были невозможны без технологий, но если заглянем в историю искусства, то увидим изображения, напоминающие то, что сегодня создает ИИ. Поэтому для начала — это про оптимизацию, а во-вторых, это про попытки привнести что-то новое в искусство.
Не умаляет ли использование искусственного интеллекта роль художника?
Искусственный интеллект — это всего лишь приспособление, инструмент для создания чего-либо, для созидательной работы. Искусственный интеллект не способен создать что-либо, не способен что-либо придумать без первоначального запроса оператора, то есть человека. Он лишь может предоставлять человеку варианты, предлагать комбинации из существующей информации, либо комбинации из предоставленной информации, с которой уже в качестве результатов можно продолжать работать и создавать что-то новое.
Сегодня мы видим, что это абсолютно новое течение, новый виток в мире визуальной коммуникации — достижение человека. Такое же, какой когда-то была фотография, которая, казалось, заменит всех живописцев, но в конце концов все занимает свою нишу, находит свое место и применяется по назначению.
Да, любой может зайти и создать изображение, но от этого он не станет художником, потому что художник — это более широкое и многогранное понятие, нежели человек, просто создающий изображение. За этим стоит всегда большая работа — со смыслами, текстами, работа на длинную дистанцию с концепциями и созданием в целом мира, в котором живут работы художника.
Беседовала Александра Адаскина