Владимир Чернышев, «Красная река»
Владимир Чернышев, «Красная река» Фото: Анатолий Козьма / Анастасия Воронина

В течение месяца участники — художники, архитекторы и дизайнеры из Нижнего, Москвы и Санкт-Петербурга, отобранные по итогам опен-колла, — работали в цехах Rumyantsev Bureau. Программа включала лекции, мастер-классы и практику: обучение 3D-моделированию, сварке, работе с деревом, металлом, бетоном и керамикой.

Итогом проекта стала выставка, где представили созданные объекты: от концептуального искусства до предметов, близких к мебельному дизайну, но с ярко выраженной авторской идеей. Место проведения — сами цеха Rumyantsev Bureau.

Уже несколько лет компания помогает художникам и дизайнерам реализовывать идеи, объединяя технологии и творчество. Проект стал логичным продолжением этой миссии: он продемонстрировал, как производство может взаимодействовать с искусством, создавая уникальные продукты на пересечении жанров.

Фото: Евгений Шишкин для журнала Wol

Артем Филатов — художник, основатель студии «Тихая»

Серия скульптур «Все исчезнет» для ярмарки современного искусства Cosmoscow (2023)

Артем Филатов создал объекты «Все исчезнет» в сотрудничестве с Rumyantsev Bureau в 2023 году. В основе этой серии — ручная графика, нарисованная обычной зеленкой. Каждый раз, когда папка, хранящая рисунок, открывается, жизнь произведения необратимо укорачивается. Владелец становится одновременно хранителем и разрушителем, решая — смотреть или сохранять.

О работах

Скульптуры из серии «Все исчезнет» — до сих пор самые технически сложные произведения в открытом хранении нашей студии «Тихая». Многие механизмы разрабатывались с нуля, как, например, система погружного ящика в «Ящике позора». Загнутый металл, имитирующий сложенную картонную коробку, ручка в уровень с плоскостью у скульптуры «Долгий ящик» и доводчик для крышки у скульптуры «В урну» — это находки, которые стали частью характера объектов благодаря изобретательности производителя.Я прислушиваюсь к мнению тех, с кем работаю, доверяю им. Без участия Евгения и его бюро эти работы точно были бы не такими, какими мы их знаем.

Артем Филатов, «Ящик позора»
Артем Филатов, «Ящик позора» Фото: Анатолий Козьма

О сотрудничестве с бюро

Я и мой коллега художник Антон Мороков впервые начали сотрудничать с Евгением в рамках производства скульптуры из металла в 2023 году. Сейчас мы вместе готовимся к будущей выставке в Туле, посвященной исследованию тульской психиатрической больницы.

О принципах работы с подрядчиками

По-настоящему народный американский художник Боб Росс однажды сказал: «В живописи не бывает ошибок, только счастливые случайности». Конечно, он был прав, так как в экспериментах всегда всё идет не по плану. А художники любят экспериментировать. Я стараюсь писать подробные описания, готовить планы и макеты для будущих произведений, но важно участвовать в процессе производства и находить эти «счастливые случайности».

О стремлении к идеалу

Я вижу много «замученного» искусства. Художник не останавливается, вечно всё переделывает или пытается достигнуть в произведении субъективного совершенства. Во время работы над произведением я это замечаю и в себе. Лучше, конечно, всё продумать до начала производства и уже точно двигаться к намеченной цели, не забывая о «случайностях».

Артем Филатов, графика «Все исчезнет»
Артем Филатов, графика «Все исчезнет» Фото: сайт художника

Евгений Румянцев о создании серии «Все исчезнет»

Как и в любой работе, здесь были свои особенности. Мы продумывали техническую часть объектов, стараясь максимально сохранить желаемый вид. Так, один из ящиков был задуман длинным, из-за чего оказался неустойчивым, поэтому мы разработали дополнительные элементы для устойчивости.

Также конструкции было решено сделать разборными, модульными, чтобы их было удобно перевозить.

Фото: Matthias Wolf

Никита Номерз, художник, основатель фестиваля уличного искусства «Место»

«Диалог» — металлический барельеф из серии «Части целого» (2024)

Весной 2024 года в Нижнем Новгороде открылось новое пространство кофейни Skuratov, для которого Никита совместно с Rumyantsev Bureau создал металлический барельеф. Эта работа — эксперимент, который позволил художнику освоить новую для него технику советского монументального металлического панно.

Барельеф входит в серию «Части целого», которая начиналась как стрит-арт проект и со временем эволюционировала, охватывая произведения на холсте, бумаге и в скульптуре.

О работе с бюро

Мы давно знакомы и дружим, поэтому с самого начала я планировал совместную работу именно с ними. Их поддержка была необходима для технического воплощения задуманного — особенно в процессе резки и сварки металла. Помимо сборки конструкции, команда бюро помогала и в монтаже панно.

Никита Номерз, «Диалог»
Никита Номерз, «Диалог» Фото: Артем Строганов

Об освоении новой техники и работе с металлом

Когда мне предложили создать авторский проект для кофейни, я сразу подумал про барельеф. Росписи в интерьере, даже выполненные в моей стилистике, меня привлекают гораздо меньше. Другое дело монументальные работы на уличных стенах. Этот барельеф стал для меня важным шагом в освоении новой техники, о которой я давно думал. Мне всегда хотелось попробовать воплотить свои графические образы в объеме, используя металл.

В будущем я бы хотел использовать эту технику и в городской среде, создавая монументальные металлические работы на фасадах зданий. Такие произведения будут более долговечными по сравнению с росписями, потому что не теряют яркость со временем и вообще устойчивы к погодным условиям.

О четком ТЗ для подрядчиков

Я редко привлекаю подрядчиков для создания художественных проектов. Иногда при масштабных росписях мне помогают ассистенты и волонтеры: они занимаются однотонными заливками, грунтовкой стен и другой подготовительной работой. Однако я всегда стараюсь четко и детально прописывать задачи. Импровизация в таких случаях недопустима, поскольку для меня важно, чтобы каждая деталь была реализована именно так, как я ее задумал.

Фото: из личного архива

Владимир Чернышев — художник, резидент студии «Тихая»

Инсталляция «Солнце» для выставки «Смешанная техника» (ЦЕХ *, 2023)

Инсталляция представляла собой четырехметровое «Солнце» из металла и канифоли, подвешенное на высоте. На «Солнце» в течение всей выставки светили мощные лазеры, плавящие канифоль и видоизменяющие объект.

Об этапах сотрудничества художника и производства

Есть три основные задачи. Первая — это приземлить идею на техническую базу и помочь с выбором материалов. Второе — выбрать приемлемую для нас обоих стоимость изготовления. Третье — уложиться в срок.

О проектах с бюро

Я с Женей знаком давно и работаю с ним по звонку. Когда-то мы вместе рисовали граффити. Еще с тех пор я знаю, что он внимателен к деталям, хорошо ориентируется в материалах, фурнитуре и обладает крутейшим опытом.

Совместно мы сделали несколько работ. Самой масштабной было «Солнце». Это монолитная, большая инсталляция.

О гигантском «Солнце» из металла и канифоли

Эта работа была создана в рамках лаборатории, на которой мы экспериментировали с лазерным светом и аналоговыми материалами. Работа была представлена на выставке «Смешанная техника» — совместном проекте компании dreamlaser и студии «Тихой». Работа делилась на два этапа.

Первый заключался в том, что мы изготовили макет вместе с Женей — небольшое Солнце, которое мы плавили при разных характеристиках лазера и смотрели, как будет вести себя канифоль. Канифоль — материал, с которым я часто работаю, при плавлении она начинает течь, как мед или варенье. Мы хотели, чтобы это было такое плавящееся Солнце. Мы изменяли разные временные характеристики, спектр, температуру лазера и в итоге нашли оптимальный вариант.

Второй этап заключался в изготовлении каркаса. Главное требование было такое, чтобы он не вибрировал. Дело в том, что вибрация может спровоцировать трещины как в самом каркасе, так и в других материалах объекта. Мы переживали, что когда будем поднимать «Солнце», оно рассыпется. Но в итоге всё прошло удачно: мы нашли такие сочетания, чтобы каркас выдерживал большие нагрузки — эта штука весила несколько тонн.

Фото: из личного архива

Евгений Румянцев о работе над инсталляцией «Солнце»

Я решил сделать сетку, установленную на дистанционных держателях, в которую засыпалась канифоль, и после этого она плавилась. То есть в канифоль вплавлялась сетка, и она держала форму. Канифоль хрупкая и могла растрескиваться даже от небольшого изменения температуры. Сетка препятствовала разрушению.

Каркас сработал. Основная проблема была с тем, чтобы поднять конструкцию с горизонтальной поверхности вертикально. Все боялись, что она согнется. Но мы рассчитали всё так, чтобы этого не случилось.

Автор: Алина Сорвина