Где проходит граница между подлинной традицией и её имитацией?

Традиция — это уклад жизни, «наряженный» в обряды. Ведь обряд — от слова «обряжать», то есть «наряжать» жизнь. Старинное слово «уклад» — про распорядок, порядок, структуру взаимодействия людей, про важные правила, выработанные на основании жизненного опыта. Традиция остаётся с нами, пока она актуальна. При этом традиция — часть культурного кода, который, в свою очередь, является частью цивилизации. А цивилизация передаёт накопленный культурный опыт из прошлого в будущее. Таким образом, можно сказать, что у культурного кода нет времени — есть цивилизация, которая жива.

Как отличить культурный код от формальной стилизации?

Традиции могут видоизменяться со временем: что-то уходит из повседневного быта в разряд культурных особенностей, что-то — в «облако тегов», понятных всем. Из этого облака творец может брать смыслы любого времени, не разделяя их на народное, имперское, авангард и так далее — создавая свои новые значения для настоящего, основанные на традиции и культурном коде. И вот здесь проходит главное различие: мы видим не имитацию уклада или времени, ушедшего в цивилизационное прошлое, а жизнь смыслов здесь и сейчас, в нашем времени.

Как сегодня проявляется культурный код России в работах участников восьмой ежегодной выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль»?

Большинство работ, представленных на выставке, создаются специально для «Трын*Травы». У выставки есть правило: мы не показываем то, что было представлено в прошлом году. Это значит, что даже те творцы, которые участвуют не впервые, готовят к новой экспозиции особое высказывание — через материал, форму, образы или предметы. Именно это и формирует тот самый актуальный срез года, который мы демонстрируем. Здесь отражаются и состояние производств, и экономика, и медиасреда. Художник пропускает через себя образы и смыслы, облекая их в предмет, в высказывание.

Через какие материалы и формы культурный код «говорит» сегодня?

Материалы могут быть самыми разными. Традиционно в нашей культуре много дерева, а в этом году мы видим, что творцы обращаются к войлоку как к художественному материалу — появляются картины, вазы. По-прежнему много керамики. Складывается ощущение, что мы вплотную подошли к запросу от производств на дизайн в русском стиле. Мы ждём, когда художники, подобно Малевичу и мастерам конца XIX — начала XX века, начнут откликаться на этот запрос.

Можно ли сказать, что выставка создаёт пространство для обсуждения идентичности и времени?

Каждый год мы видим новую выставку — это отмечают и наши посетители. Мы не задаём тему: она из года в год одна — современный русский стиль. Мы лишь создаём пространство для высказывания. И если в истории можно наблюдать «большие круги на воде» — ритмы изменения стиля длиной в сто, пятьдесят или тысячу лет, — то на выставке мы видим, как культурный код живёт и пульсирует от года к году.

В пандемийный год, по итогам присланных и отобранных заявок, мы увидели, как на землю через творцов спустились ангелы. В 2022 году было много яиц и подобных форм — мир как будто схлопнулся до яйца, из которого, согласно древним традициям, когда-то он появился. В прошлом году в высказываниях было много слова: возникла потребность вернуть образность речи, убрать безобразность, вновь создавать высказывание через слово. По 2024 году было видно, что творцы, опирающиеся в своём искусстве на собственную культуру, воспряли духом — стало важно говорить с аудиторией. А в этом году мы увидели прорастание: колосья, травы, ростки — новый мир начал пробуждаться, новая жизнь утверждаться и набирать силу.

Что бы вы хотели сохранить будущим поколениям через проект «Трын*Трава»?

Мы хотим честно рассказать о нашем времени: какие переживания были у людей, как они отражались в предметах, создаваемых творцами, кто жил и творил здесь и сейчас. Всё это важно зафиксировать через искусство и формы, которые отражают дух времени.

Наше переходное время, поиски и размышления о русском стиле тоже важно фиксировать. Мы показываем, что происходило: не только народные промыслы, не только их трансформацию в бизнес, где трудно отличить промысел от мерча.

Выставка — это очередной виток истории, который мы демонстрируем новыми глазами и формами, рождающимися сегодня. Мы показываем это для энтузиастов, а дальше каждый разбирается сам.

Как вы видите преемственность и передачу культурного опыта через поколения?

История русского народа строилась на глубоких корнях и переплетении традиций. Культурные периоды основывались на памяти предков, и сегодня мы делаем то же самое: изучаем прошлое и перерабатываем его в контексте современности.

Мы не отвергаем пласт советского периода и последующих десятилетий. Всё это вошло в нас. Даже детали хрущёвок или украшения — часть нашей истории, и не стоит этого стесняться. Это как семья: была мама и папа, появился сын — он похож на маму. У него родилась следующая генерация, у которой тоже есть предки. Мы говорим не только о бабушках и дедушках, но и о маме, папе, братьях, сёстрах. В следующем поколении кто-то вдруг становится рыжим — это отражение цепной реакции и накопленного эффекта.

Смотрим на это, пробуем заглянуть в воду — и видим ту же историю, продолжающуюся сегодня.

Подготовили Арина Рябцева, Алина Колоскова