
Выставка «Язык как искусство»: как студенты MSCA исследуют слово в визуальном пространстве
«Архив художественной коммуникации»
Авторы: Мария Кизима, Иванка Гарай, художник N
Техника: Книга художника, архивный шкаф с документацией (20×30 см)

Этот проект — исследование коллективного творчества через призму коммуникации. Художники ведут диалог, передавая друг другу объекты-сообщения, строго следуя инструкциям. Процесс напоминает игру в «испорченный телефон»: каждый шаг фиксируется в архиве, подчеркивая как процессуальность работы, так и ее абсурдность.
«Мы хотели показать, как даже при четких правилах в коммуникации возникает непонимание, — рассказывает один из авторов. — Но именно это делает процесс живым».
«Под(д)ельники»
Авторы: Художественное объединение «Доставленные неудобства»
Техника: Цифровая печать на картоне, видеотрансляция (60×80×2 см, 2025 г.)

Работа исследует феномен «мягкого отказа» — ситуаций, когда человек формально соглашается, но на деле создает препятствия. Художники визуализируют этот парадокс через интерактивную инсталляцию, где зритель сталкивается с постоянно меняющимися барьерами.
«Легендирование»
Авторы: Хекуба Шанро, Артем Пичугин
Техника: Стеклянные бутылки с водой (2025 г.)

Проект стирает границу между описанием товара и экспликацией artwork. Текст на бутылках, внешне напоминающий этикетку, на самом деле — художественное высказывание, раскрывающее скрытые смыслы.
«Мы показываем, как язык формирует восприятие, — объясняют художники. — Описание товара и экспликация artwork выполняют одну функцию: создают добавочную стоимость, будь то коммерческую или символическую».
«О видавшем всё»
Авторы: Иванка Гарай, Аля Сегова
Техника: Инсталляция, смешанная техника (80×200×91 см, 2025 г.)

Художницы обращаются к проблеме постправды, используя древний текст — «Эпос о Гильгамеше». Они «восстанавливают» утерянные фрагменты с помощью ИИ, а затем подвергают их редактированию в технике blackout poetry. Каждая интерпретация искажает исходный смысл, демонстрируя, как информация мутирует в современном мире.
«В раю…»
Авторы: DEVI — YY
Техника: Видео, 4 минуты (200×350 см, 2025 г.)

Видеоработа — размышление о месте искусства в современном мире. Финальная фраза отсылает к произведению Юрия Альберта «Лозунг», создавая двойственность: с одной стороны, это утопический образ, с другой — напоминание о хрупкости художественного высказывания.

Куратор Татьяна Сохарева о работе с молодыми художниками:
«Задача куратора на этой выставке — предложить такую модель взаимодействия между участниками процесса, чтобы каждый сумел содержательно высказаться и поддержать общий интеллектуальный тонус. Наша выставка появилась в результате работы лаборатории, прошедшей в Московской школе современного искусства под эгидой Центра Вознесенского. Ее концептуальной рамкой было выбрано языковое искусство, но при этом мы не ставили студентам чересчур жесткие условия, скорее — хотели подсказать им инструменты, с помощью которых они бы нащупали свой подход к текстуальным практикам в визуальном искусстве и попробовали себя в новых медиумах. Поэтому смотреть на выставку стоит как на исследование пространства для маневра в рамках заданной темы».