Василий Ситников — «Фигура»

Василий Ситников, «Фигура», 1970 год
Василий Ситников, «Фигура», 1970 год Фото здесь и далее: пресс-служба Q-ART Gallery

Эту работу я приобрел совершенно случайно. А случайность не предполагает времени на раздумья. Случайность всегда неожиданна. В такие моменты надо полагаться на свое чутье и вкус и решать немедленно: быть или не быть. Я практически не раздумывал. Уже позже, когда работа Василия Ситникова «Фигура» нашла свое место в моей коллекции, я исследовал ее провенанс. Оказалось, что она исходит из коллекции известного искусствоведа Франко Миеле. Эта работа экспонировалась среди прочих на венецианском «Биеннале инакомыслия» в 1977 году.

Помимо всех художественных достоинств, картина обладает невероятной энергетикой. Всякий раз, когда находишься с ней в комнате, тебя не оставляет странное чувство, что ты не один, что кто-то незримый разделяет твое одиночество.

Анатолий Зверев — «Распятье»

Анатолий Зверев, «Распятие», 1966 год
Анатолий Зверев, «Распятие», 1966 год

Я уже долгое время собирал художников-нонконформистов, и в моей коллекции были работы Анатолия Зверева, когда мне довелось приобрести картину «Распятье». Признаюсь, что до этого я не встречал работ Зверева на религиозные темы и выяснил, что данное произведение относится к редчайшему и малоизвестному религиозно-философскому циклу работ мастера 1966 года. Как утверждает эксперт-искусствовед Валерий Силаев, данная работа — это «…попытка (Зверева) познания и раскрытия самого себя. Осознание своего места в мире, в искусстве…». И здесь следует вспомнить, что Звереву принадлежит около 3000 автопортретов. Можно ли считать, что в данном произведении скрыта попытка художественного отождествления художника с образом Христа? Не знаю. Одно очевидно: в нем, помимо иконографии, есть что-то глубоко личное для автора.

Виктор Пивоваров — Без названия

Виктор Пивоваров, без названия, 1985 год
Виктор Пивоваров, без названия, 1985 год

Эту картину Виктора Пивоварова я купил на аукционе. У меня не было никаких сомнений в подлинности работы, но, как это часто бывает, нашелся «доброжелатель», который так, между прочим, спросил,  уверен ли я, что это не фальшивка. Мы, коллекционеры, люди мнительные, картина никогда и нигде не публиковалась, и я потерял сон. Можно, конечно, было бы обратиться к экспертам, но самым лучшим экспертом в данном случае являлся сам автор. И я встретился с Виктором Дмитриевичем в Праге в его мастерской. Эта была удивительная встреча. На таких встречах с художником можно узнать за несколько часов то, что никогда не прочтешь ни в каких книгах. Но меня, конечно, интересовала и подлинность моей картины. Признаюсь, я с большим страхом показал Виктору Дмитриевичу фотографию работы. А он улыбнулся и сказал: «Так вот у кого она теперь». Оказалось, что в восьмидесятые картина была приобретена сотрудником Швейцарского посольства и вывезена за границу, а спустя сорок лет попала ко мне. С бессонницей было покончено.

Борис Свешников — «Дама с цветком»

Борис Свешников, «Дама с цветком», 1985 год
Борис Свешников, «Дама с цветком», 1985 год

В 1946 году Борис Свешников, будучи студентом Института прикладного и декоративного искусства, был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде. Он провел в лагерях долгих девять лет. Все это время он продолжал тайно рисовать, что помогло ему выжить в тяжелых условиях. Годы заключения, безусловно, оказали влияние на его творчество. Депрессия, мистицизм, экзистенциальный страх присутствуют в каждой его картине в разных изобразительных интерпретациях. Как признавался он сам: «… с наступлением старости, с потерей беспечного энтузиазма юности, окружающая мгла жизни становится беспросветнее». В картине «Дама с цветком» молодая женщина оборачивается назад на зловещий закат, спасаясь от чего-то. Ей страшно. Но то, от чего она бежит, по замыслу художника, находится рядом. Отражение цветка не оставляет сомнений, что она бежит от самой себя, даже не догадываясь об этом, как и о том, кто она на самом деле.

Дмитрий Краснопевцев — «Триптих»

Дмитрий Краснопевцев, «Триптих», 1993 год
Дмитрий Краснопевцев, «Триптих», 1993 год

В метафизических натюрмортах Дмитрия Краснопевцева мы всегда ищем скрытые смыслы. Художник всю жизнь собирал простые вещи, окружающие нас: камни, осколки разбитой посуды, ракушки, обрывки веревок — все то, на что мы не обращаем внимания. Из них он составлял свои натюрморты. Именно они, ненужные и неприметные, становились главными героями его картин. Метафизика Краснопевцева — это познание истин посредством чистого разума из природы простых предметов и их сосуществования друг с другом. «Не выходя со двора, — писал Лао Цзы, — можно познать мир. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».

«Триптих» — одна из последних работ художника. Он не состоит, как принято, из трех картин. Сама картина состоит из трех частей. Каждая из них самодостаточна, а вместе они образуют единый замысел автора. Но неверно пытаться разгадать его. Зрителю здесь предоставлена возможность найти свои собственные скрытые истины, свое собственное понимание мира.