
Что-то похожее на глинтвейн и амароне: какое вино мог пить Иисус?
Библия и археология: появление виноделия
Впервые в Библии вино упоминается в жизнеописании Ноя — выйдя из ковчега, он принёс жертву, посадил виноградник и выпил вина. Опираясь на эту историю, епископ Феодорит считал Ноя родоначальником виноделия и первым в истории человеком, который испытал алкогольное опьянение.
«Первым из людей выжав сок из виноградного плода и не зная <…>, как употреблять сие питье, <…> [Ной] подвергся усыплению», — писал епископ.
Если верить науке, то Ной не был первым виноделом — сюжет с его опьянением относится ко времени, когда виноделие в библейских местах уже давно было развито.
История Ноя изложена в Книге Бытия. Большинство современных исследователей считают, что окончательный текст книги сформировался в VI веке до н. э. или позднее. Христианская традиция, напротив, датирует её примерно на тысячу лет раньше. Согласно библейской хронологии, жизнь Ноя отнесена к ещё более древнему времени.
Но и тогда виноград уже был культурным растением. Согласно исследованию Юньнаньского сельскохозяйственного университета, одомашнивание растения началось примерно 11 тысяч лет назад — в то же время, что и пшеницы. Виноград стали культивировать почти одновременно в нескольких регионах: странах Леванта (территории от Синайского полуострова до Анатолии) и на землях Закавказья, где, согласно Библии, «на горах Араратских» остановился Ноев ковчег.
Арарат — высочайшая вершина Армянского нагорья. Здесь археологи нашли древнейшую винодельню, возраст которой оценивается примерно в пять тысяч лет до н. э. Она располагалась в пещере «Арени-1». В керамических сосудах из этой пещеры сохранились следы пигментов, характерных для красного вина. Таким образом, виноделие может быть старше, чем письменность и календарь.
Вероятно, в Израиле оно чуть моложе — точных данных о виноделии в дописьменные времена у археологов нет. Одно из древнейших винохранилищ региона учёные обнаружили в ходе раскопок на территории ханаанского дворца Тель-Кабри — недалеко от места, где, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус превратил воду в вино.
В Тель-Кабри нашли 40 сосудов, 38 из которых сохранили следы кислот и других веществ, содержащихся в вине. Анализ этих находок показал, что хранилище было построено более 3600 лет назад — в эпоху позднего бронзового века на территории современного Израиля.
Какие сорта могли существовать во времена Иисуса?
Климат Израиля не настолько сух, как может показаться, рассказывает международный эксперт в сфере винного туризма Эммануэла Панке. Речные долины приносят в засушливые места прохладный воздух с гор, со Средиземного моря страна обдувается бризами. Большой суточный перепад температур способствует тому, чтобы виноград созревал медленно и сохранял много кислот — они делают вкус белых вин более лёгким и свежим и задают красным потенциал для длительного хранения.
В винах из Израиля часто ощущаются ноты средиземноморских трав, добавляет Панке. Впрочем, это характеристика современного израильского вина. Учёные могут только предположить, какие сорта использовали виноделы во времена, к которым Библия относит жизнь Иисуса Христа.
При раскопках в пустыне Негев археологи обнаружили семена винограда, который выращивали в поздней античности. В 2023 году учёные исследовали геномы этих семян и выяснили, что они соответствуют сортам, культивируемым сегодня. Одно из них родственно красному сорту, известному на Крите как «Сирики», где из него до сих пор делают вино.
Поскольку в библейские времена виноград принято было называть по месту происхождения, учёные полагают, что греческое название этого сорта может быть связано с Сирией либо с местностью в Израиле — долиной Эшколь близ города Хеврон, которую некоторые называют Нахаль-Сорек. Согласно Библии, именно из неё евреи принесли огромную гроздь винограда, когда Моисей послал их исследовать землю Израиля.
Сегодня из «Сирики» получаются насыщенные красные вина, но какими они могли быть раньше — сказать трудно.
Культура виноделия на территории современного Израиля была почти утеряна после арабского завоевания земли, однако виноделам все же удалось возродить посадки некоторых сортов, которые культивировали в древности: «аргамана», «балади», «биттуни», «дабуки», «хамдани» и «джандали». Это белые и красные сорта винограда разной степени кислотности и насыщенности.
Ханаанский «бальзам»
Исследуя остатки винных сосудов в ханаанском дворце рядом с Галилеей, учёные обнаружили на них элементы, которые говорят о том, что в древней Иудее в вина могли добавлять ингредиенты, часть которых сегодня можно встретить во многих бальзамах. Среди них — мёд, кедровое масло, можжевельник, фисташковая смола, мята, мирт и корица. Предположительно, таким образом иудейские виноделы усиливали вкус вина.
Вполне вероятно, что это вино держалось в погребе в ожидании крупных праздников и застолий во дворце — учёные говорят, что напиток с пряностями, маслом и мёдом довольно тяжело пить в больших количествах. Он ближе к глинтвейну и бальзамам, чем к привычному нам вину, которое с лёгкостью можно выпить за ужином.
Ещё одни следы вина с добавкой были найдены в артефактах на территории Иерусалима, которые датируются 586 годом до н. э. В них содержались вещества, которые указывают на добавление в вино ванилина, вероятно, поставлявшегося из Индии либо Восточной Африки.
Таким образом, археологические данные говорят о том, что в Иудее существовали вина с различными вкусовыми добавками — чаще сладкими и пряными. Причём их пили во время крупных праздников — например, на пасхальных трапезах. Считается, что именно на одной из них, согласно трём Евангелиям, произошла Тайная вечеря с участием Иисуса.
Что-то похожее на глинтвейн или амароне
Наиболее близко подошёл к разгадке того, какие вина могли быть популярными во времена Иисуса, археолог Университета Пенсильвании и эксперт по античным истокам алкогольных напитков Патрик Макговерн. В 2017 году он доказал, что одно из древнейших вин в мире делали на территории современной Грузии.
В том же году Макговерн сообщил о находке рядом с Иерусалимом, где могла пройти Тайная вечеря. Археологи обнаружили там сосуд с надписью: «вино сделано из изюма» — то есть из винограда, высушенного на лозе либо на солнце. Такие ягоды содержат много сахаров, поэтому вино из них получается очень сладким и насыщенным. Это вино сложно получить из белых сортов винограда, поэтому, скорее всего, оно было красным.
По словам Макговерна, о популярности насыщенных вин в окрестностях Иерусалима говорят и другие надписи на сосудах: например, «копчёное вино» — вероятно, смешанное со специями — или «очень тёмное вино», которое могло стать таким благодаря насыщенности, добавленным специям и консервантам.На основе этих данных археолог сделал предположение, что в окрестностях Иерусалима во времена предполагаемой Тайной вечери на застольях были популярны вина, напоминающие глинтвейн или амароне — итальянское вино из региона Венето, которое делают из заизюмленного винограда.
Автор: Алексей Синяков