Что такое бизнес-коучинг и как он меняет жизнь. Разговор с Анной Стопневич
Коучинг — одно из самых востребованных и эффективных направлений психологической поддержки, в том числе и в бизнесе. «Сноб» совместно с компанией Whistle подготовил ряд публикаций о том, как устроен бизнес-коучинг, в чем его сила, какие существуют практики для лучшей адаптации к нынешней экономической ситуации и построения планов на будущее. Об этом и многом другом наш разговор с основательницей компании Whistle Анной Стопневич
Коуч (англ. coach) — слово иностранное. На русский язык переводится как «инструктор». Есть еще «ментор», «бадди», но это другое. Их нельзя путать. Разные понятия, разные функции и смыслы. Хотя зачастую все они могут быть применимы в рамках одной сессии (еще один термин!). С коучингом вообще все непросто. Кто-то считает, что это шарлатанство и торговля воздухом, а кто-то, наоборот, хватается за него как за спасительную соломинку, когда без посторонней помощи уже не обойтись.
Анна Стопневич создала и зарегистрировала свою коучинговую компанию Whistle весной 2021 года, не предполагая, что уже через несколько месяцев окажется в эпицентре кризиса. А теперь вопрос, который волнует без исключения всех: как из него выбираться? Что делать? И вообще можно ли что-то будет сделать в ближайшее время?
Сама Анна на этот счет настроена прагматично. Ясно, что той жизни, которая была, уже больше не будет. А какой она будет, пока никто не может сказать. Обратно не вернуться, а впереди — сплошной туман и неопределенность. Но всегда есть варианты! Один из них она открыла для себя больше десяти лет тому назад, когда ей предложили стать вице-президентом солидного банка и возглавить одно из важных подразделений. До этого, фактически с 23 лет, она так или иначе находилась на руководящих должностях. Анна знает, что в какие-то моменты жизни требуется холодная голова и железный расчет, по которому и следует действовать дальше. Тогда она впервые услышала слово «коуч».
Нет, оно еще не было таким затертым и ошельмованным разными «марафонами счастья», как сейчас. В коучинге, как я понял, вообще много всего от спорта. В частности, от тенниса. И перекочевавшие термины, и подробно разработанный свод правил, и конкурентный дух, без которого не бывает ни мировых рекордов, ни серьезного бизнеса. Но главное — это установка на преодоление собственных страхов, сомнений, психологического зажима, неуверенности. Можно ли этого добиться без посторонней помощи?
— На самом деле надо четко разделять бизнес-коучинг и лайф-коучинг, — терпеливо объясняет мне Аня. — В бизнесе все гораздо прозрачнее и прагматичнее, чем мы привыкли думать. Например, как сделать ваши деловые совещания более эффективными? Как избежать ненужной траты времени и нервов? На этот счет существуют вполне конкретные практики, которыми легко овладеть с помощью коуча, чтобы не повторять распространенных ошибок. Вот мне даже страшно представить, какое количество негатива принимают на себя сотрудники банков, непосредственно работающие сейчас с клиентами. Со всем этим надо иметь дело каждый день: с чужим гневом, обидой, растерянностью — и с собственным чувством вины. Потому что реально помочь в этой ситуации ты никак не можешь. И как сделать, чтобы это чувство вины тебя не раздавило, не обернулось потом тяжелейшей депрессией, тоже может помочь коуч.
Странно, но говоря о современном коучинге, почему-то постоянно упираешься в отполированную стену, сплошь состоящую из отполированных формулировок и гладких слов, больше подходящих для роботов, чем для живых людей, — «супервизии», «менторинг», «атмосфера высокой мотивации и эффективности», «личностный рост»… Сквозь эту «стену» неподготовленному человеку сложно пробиться. Тут никак не обойтись без того, что называется «эмоциональным интеллектом» — еще один профессиональный термин, в котором закодировано известное противоречие.
Но у настоящего коуча, считает Аня Стопневич, эмоции и интеллект существуют не порознь, но вместе, в некоем счастливом и гармоничном единстве.
— Коучинг всегда про людей. Даже когда он про бизнес. Его непременное условие — обмен энергиями, прямой контакт. Если по каким-то причинам он не возникает, ничего не получится. Вы, наверное, улыбнетесь про себя моей формулировке, но хороший коуч — это в каком-то смысле модератор вашего внутреннего голоса. Та постоянная беседа с собственной совестью, памятью, страхами и тревогами, которую мы ведем по большей части про себя, в какие-то острые моменты нуждается, чтобы ее кто-то для нас озвучил. И не просто исполнил роль психоаналитика (кстати, большинство коучей высшей квалификации превосходно владеют психоанализом), но как бы развернул твои проблемы в формате 3D. Чтобы ты их мог увидеть с разных сторон. Конечно, тут надо быть предельно деликатным. Или, как у нас принято говорить, экологичным. Но именно такая подробная и основательная проработка и дает, как правило, наибольший эффект.
Когда Анна всерьез погрузилась в изучение бизнес-коучинга, то с удивлением обнаружила, что существует очевидный дисбаланс в пользу начальства. Считается, что коучи требуются исключительно собственникам и CEO, то есть самому первому эшелону руководства компании. А второй и третий эшелоны могут вполне без них обойтись. Ты входишь в кабинет к большому начальнику, а тот сидит, сложив руки в белых манжетах на груди, и всем своим видом дает понять, что отныне у тебя нет другой жизненной цели, кроме как его удивить. «Удиви меня» — девиз великого импресарио и эстета Сергея Дягилева для коучинга на самом деле не очень-то подходит. Тут требуется другой тип взаимодействия. Вот почему Аня предпочитает работать со средним менеджментом. И отдача другая, и мотивация сильнее. Именно с рядовыми менеджерами чаще всего получается то самое спарринг-партнерство, о котором мечтают и к которому стремятся все коучи мира.
Жизнь научила, что универсалов в этой области нет. Одни умеют отлично выстраивать стратегию развития личности, другие — признанные асы по части развития коммуникативных функций, третьи прекрасно справляются с состояниями «эмоционального выгорания». Поскольку сама Аня через все это прошла и не понаслышке знает, каково уже в зрелом возрасте оказаться на руинах, то теперь ее задача — помочь другим. Ее поддержал бывший коллега, опытный HR-профи Александр Глушков, сумевший подготовить серьезную экспертизу коуч-бизнеса и убедиться, что ничего подобного еще в России не было.
Идея создания отраслевого маркетплейса, где были бы представлены услуги лучших специалистов, вдохновила и гранд-даму отечественного коучинга Наталию Долину, согласившуюся стать соосновательницей проекта. Обретя в лице Александра и Наталии надежных партнеров, Аня начала формировать команду и подбирать коучей по самым разным тематикам и проблемам. На сегодняшний день их число достигает 100 человек. Это все высококлассные эксперты, чей подбор происходил в строгом соответствии с существующим скоринговым алгоритмом.
— Скоринг? — интересуюсь я. — Это что-то банковское, сплошные цифры! Как же за ним разглядеть личность?
— Это так, и не совсем так, — мягко не соглашается со мной Аня. — Для меня в выборе коуча определяющим является не столько количество его дипломов, сколько количество часов практической работы. Какие были отзывы? Мы обязательно запрашиваем рекомендательные письма от бывших работодателей. Тут необходимо избежать игры случая. Знаю, что достаточно одного сбоя, и вся работа пойдет насмарку. Поэтому мы проявляем максимум осторожности.
На сегодняшний день остается открытым вопрос, будет ли проект рассчитан только на бизнес или появится новое подразделение лайф-коучей. Хватит ли на это сил? Тут другие возможности, но и другая ответственность. Помогать бизнесу, помогать людям — Аня Стопневич не видит здесь особого противоречия. Сейчас все взаимосвязано, все совпало, все соединено друг с другом в каком-то фантастическом, немыслимом по сложности пазле, над которым в раздумьях колдует стойкая маленькая женщина. Как поступить? Каким будет ее следующий шаг?
Мой последний вопрос Ане про название проекта — Whistle. По-моему, звучит несколько легкомысленно. Русская коннотация у слова «свисток», «свистеть». В памяти всплыла строчка из Мандельштама: «А мог бы жизнь просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом. Да, видно нельзя никак».
— О да, этот вопрос мучает всех, — улыбается Аня. — В названии закодированы два момента. Мы уже говорили, что коучинг родом из спорта. Он про ответственность и осознанность. А еще про правила, которые надо хорошо знать, чтобы выстоять и победить. И потом Whistle — это сигнал, что вы в игре. Отступать больше некуда. У меня дома на каминной полке лежит красивый бронзовый свисток, где выгравировано по латыни: «Сильные духом побеждают и приносят пользу». Если угодно, теперь это мой девиз. А то, что на чей-то слух немного вызывающе, так что с того? Зато сразу цепляет — как и название «Сноб». Еще не знаешь, что это такое. Но уже хочется взглянуть.
Больше о коучинге читайте здесь: https://whistle.expert/coaching