Бум электрокаров, рекорды скорости и Илон Маск. Итоги Пекинского автосалона
«Знаете, мы завидуем вам. В Москве у вас часто бывает синее небо, у нас в Пекине такого нет». Мой попутчик на автосалон Auto China, коллега-журналист из Китая, рассказывает, что проблема загрязнения воздуха вредными выбросами от транспорта очень остра для столицы КНР. Поэтому власти в Пекине, Шанхае и других мегаполисах страны стимулируют распространение электромобилей.
В Пекине, например, недостаточно просто купить новый автомобиль, нужно получить регистрационный номер, а на это могут уйти годы. Необходимо подать заявку и принять участие в специальной лотерее. Хорошо, если повезет выиграть желанную номерную табличку в течение года или двух, но процесс может растянуться на пять лет и более. Другое дело — электромобили: их в Пекине можно ставить на учет вне очереди и к тому же получить единовременную субсидию на их приобретение, а также ряд налоговых льгот.
Таким образом, жители Поднебесной сейчас охотно покупают автомобили на электрическом ходу. По прогнозам исследовательской группы Bloomberg по экологически чистой энергии, в текущем году электромобили займут уже около 40% китайского рынка новых авто. Для сравнения: всего два года назад их доля составляла 23%. Это гораздо более высокие показатели, чем среднемировой уровень: доля машин с батарейками (авто чисто на аккумуляторах и подключаемые гибриды) в продажах новых авто в мире составила 16,5%.
И главное, Китай не только сам пересаживается на электрокары, но и намерен продавать их по всему миру, составляя конкуренцию признанным мировым автогигантам. Это продемонстрировал завершившийся в первой половине мая 18-й международный автосалон Auto China, который собрал в столице КНР свыше 900 участников, представивших на своих стендах 117 значимых автомобильных премьер.
В этом году на Пекинском автосалоне было особенно многолюдно: жители китайской столицы явно соскучились по одной из любимых выставок, которая распахнула свои двери после связанного с пандемией четырехлетнего перерыва. Например, гигантские очереди на автошоу собирал стенд известного производителя смартфонов и бытовой электроники Xiaomi, который решил теперь стать еще и автопроизводителем.
От 40 минут до двух часов приходилось отстаивать в очереди тем, кто хотел своими глазами посмотреть и потрогать одну из главных новинок Auto China: спортивный электрокар Xiaomi SU7. Машина эта получила электромоторы внушительной суммарной мощностью более 600 лошадиных сил, они способны разгонять ее до 100 километров в час за 2,78 секунды. Конструкторы постарались обеспечить и достойный запас хода в более чем 650 километров, при этом заряд на 330 километров можно пополнить всего за 15 минут.
Прием заказов на Xiaomi SU7 начался еще в марте, и сейчас вокруг этой машины в Китае настоящий ажиотаж: к настоящему времени уже принято более 75 тысяч заказов, что составляет половину запланированного годового объема выпуска. Во многом популярность новинки связана с ее доступной ценой: в Китае она начинается от 30 тысяч долларов США (2,8 миллиона рублей в пересчете на российскую валюту). Это более чем втрое дешевле, чем, например, модный электрический спорткар Porsche Taycan.
Xiaomi SU7 и другие премьеры автосалона продемонстрировали, что сейчас китайские электрокары получаются дешевле, чем у ведущих европейских, американских, японских, корейских автопроизводителей, и это заставляет их всех серьезно нервничать. Так, по итогам прошлого года на первое место по мировым продажам электромобилей вышла китайская компания BYD, которая обогнала много лет лидировавшую тут Tesla.
В борьбе за рынок BYD снижает цены на свои электрокары: например, популярный электрический хетчбэк Seagull в КНР теперь предлагают за 69,8 тысячи юаней, или 9,6 тысячи долларов (880 тысяч рублей). Вынуждена снижать цену на свою продукцию в Китае и Tesla, у которой в Шанхае собственный завод. В дни Пекинского автосалона в столицу КНР неожиданно прилетел глава Tesla Илон Маск, который мало того что провел переговоры с китайским премьер-министром Ли Цяном, так еще и подписал значимое соглашение о сотрудничестве с корпорацией Baidu о совместном развитии беспилотных систем.
На автосалоне в Пекине BYD и другие китайские автопроизводители ясно дали понять, что намерены играть первую скрипку на растущем мировом рынке электрокаров. Например, тот же BYD сдернул покрывало на выставке со своей новой подключаемой гибридной платформы пятого поколения DM-i. Она сочетает в себе работу традиционного двигателя внутреннего сгорания и литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареи. Расход топлива этой силовой установки составляет всего 2,9 литра на 100 километров, и, например, представленный на выставке новый гибридный седан BYD Qin L DM-i способен преодолеть от одной заправки более чем 2 тысячи километров. В Китае эту модель будут продавать за 115 тысяч юаней, или 16 тысяч долларов (1,5 миллиона рублей), при этом она оснащена передовыми функциями, такими как адаптивный круиз-контроль с интеллектуальной системой помощи при вождении, помощь в удержании полосы движения, мониторинг слепых зон, цифровой ключ NFC и прочие.
Центральным экспонатом пекинской выставки для корпорации BYD стал новый электрический суперкар Denza Z9 GT (под этой новой маркой компания теперь планирует продавать премиальные электрокары). Длина машины — 5,2 метра, она оснащена тремя электромоторами общей мощностью 1000 лошадиных сил. Такой автомобиль-молния способен разгоняться до 100 километров в час всего за 2 секунды.
Более значимые рекорды скорости намерен штурмовать другой запомнившийся экспонат выставки — электрический концепт-кар MG EXE181. Производитель отметил, что этот суперкар сможет разгоняться до 100 километров в час всего за секунду, а максимальная заявленная его скорость — 415 километров в час. Пикантность ситуации заключается в том, что легендарная британская автомобильная марка MG (Morrison Garages) cо столетней историей теперь принадлежит китайской корпорации SAIC, которая на своих заводах под Шанхаем выпускает под маркой MG широкий модельный ряд, вполне законно эксплуатируя славное прошлое британского автомобильного бренда.
На выставке была представлена и более прозаичная новинка — компактные городские электрические хетчбэки Nammi разных цветов и с разными типами отделки. Их начинает выпускать китайская корпорация Dongfeng. Такие машины способны проезжать от одной зарядки 300–400 километров, при этом их розничная цена объявлена в Китае на уровне около 10 тысяч долларов (920 тысяч рублей). Производитель намерен выпускать порядка 400 тысяч таких электрокаров в год.
Новинка от китайской корпорации GAC нацелена на то, чтобы справиться с главным недостатком современных электрокаров — их ограниченной автономностью. Новое поколение электрического кроссовера Aion 5 имеет запас хода 750 километров, при этом зарядиться на 370 километров можно за 15 минут.
Корпорация Geely, в свою очередь, продемонстрировала новое направление развития популярного в том числе в России электрического суббренда — марки Zeekr — в сторону больших комфортных минивэнов на электрическом ходу. Новая модель Zeekr Mix отличается необычными дверьми и удобной трансформируемой компоновкой салона: с пассажирской стороны обе двери — раздвижные. Дополнительное удобство пользованию такой машиной большой семьей придают отсутствие в ней центральной стойки, а также передние кресла, которые могут разворачиваться на 180 градусов.
Постаралась удивить свежими технологическими решениями компания Jidu Auto, которая, являясь совместным предприятием китайской корпорации Geely и интернет-гиганта Baidu, представила на автосалоне свои новые автомобили под маркой Robocar. Уже из названия понятно, что главный конек этих авто — наличие множества роботизированных функций. Автомобили Robocar без участия человека могут, например, перестраиваться из ряда в ряд и совершать обгоны. Особенно же впечатляет функция самостоятельной парковки: водитель может выйти из машины, дать голосовую команду, и Robocar сам отправится искать парковку в радиусе двух километров. Потом остается только подать команду через смартфон, и Robocar сам в нужное время приедет к нужному месту.