Что делать автовладельцам после ухода иностранных автобрендов
После массового ухода автомобильных брендов в России начали дорожать запчасти. А сервисы фиксируют повышенный спрос на ТО и ремонт. Автоэксперт Алексей Кованов рассказал «Снобу», какими запчастями важно запастись и стоит ли спешить в автомастерские
Гарантия на новые иномарки сохранится?
Если марка сообщает, что полностью уходит из страны, рассчитывать на гарантийные обязательства с ее стороны наивно. Что касается остальных — пока ответить на этот вопрос сложно. Будущие отношения российских офисов и головных компаний сейчас не ясны. Раньше «голова» выделяла локальным представительствам бюджет на обслуживание и сервис. Какие схемы бизнес будет использовать в новых условиях, неизвестно.
Значит, надо занимать очередь в сервис?
Рынку обслуживания автомобилей в России давно не хватает механиков. Поэтому, если вы недавно проходили ТО и у вас есть небольшой запас запчастей-расходников, спешить на сервис не стоит. Сейчас огромный спрос, все торопятся, поэтому велик шанс получить ремонт не того качества, к которому вы привыкли. Это касается и дилеров, которые признаются, что не справляются с огромным количеством заявок.
Если вы все-таки решитесь на ремонт авто не у своего дилера, рекомендую искать мастерскую, которая специализируется на конкретной марке автомобиля. Это позволит сэкономить: в стороннем сервисе вам скажут, что, например, надо менять карданный вал целиком, а в специализированном предложат заменить лишь одну деталь (крестовину или, допустим, подвесной подшипник). Итоговая стоимость будет, условно, 5 тысяч рублей вместо 50-ти.
Какие детали надо купить сейчас?
Важно купить детали, необходимые для работы двигателя: привод ГРМ, гидрокомпенсаторы и так далее.
Не стоит забывать о моторных маслах — сейчас цены на них меняются каждый день.
Уже дорожают шины. Потому что некоторые марки, например Continental, уходят с рынка.
Различные ассистенты и датчики ориентируются в том числе на камеру, установленную в салоне. Если в стекло попадет камень и появится большая трещина, то электронные помощники могут начать сбоить или вовсе перестанут работать. Это значит, что надо купить запасное лобовое.
Фары и фонари делают и китайские производители, поэтому владельцы распространенных моделей найдут замену относительно легко. С премиальными авто ситуация будет сложнее. Тем, у кого машина со светодиодами, советую найти хорошего электрика: если в таком оборудовании гаснет один диод, то перестает работать и вся фара. Видимо, в новых обстоятельствах, придется обращаться к ребятам с припоем и канифолью, которые будут перепаивать и восстанавливать все, что возможно.
Как быть с кузовом?
Судя по всему, на наших автомобилях нам придется ездить еще достаточно долго, поэтому надо следить за состоянием кузова — несущей части машины. Бежать за новым бампером не стоит — в последнее время появилось много мастерских, в которых хорошо восстанавливают поврежденный пластик. Но серьезные повреждения того же бампера лучше исправлять сейчас, пока есть остатки фирменных и качественных запчастей. Краски и элементы кузова для популярных моделей делают и китайские производители, то есть замену для условного Ford Focus найти будет несложно, а вот владельцы более редких и дорогих машин столкнутся с дефицитом. К качеству у них тоже будут вопросы.
Останутся ли в России иномарки?
Toyota и Lexus на уровне головных офисов сначала сообщили, что покинут Россию, потом заявили, что останутся. Нельзя исключать, что через какое-то время и другие компании решат вернуться на рынок. Тем не менее, вероятность того, что у нас не будет новых автомобилей привычных марок, существует. Тогда нишу легковых авто быстро займут китайцы. Если еще недавно мы рассуждали, можно ли считать дорогие китайские машины «премиальными», то теперь других вариантов может просто не быть.
А что с ВАЗом?
АвтоВАЗ — структурная единица альянса «Renault — Nissan». Если компании было выгодно закупать детали в Румынии или Испании, она это делала. Никто не думал ни о каких геополитических рисках. Однако поддаваться панике, считая, что в России вообще не будет автомобилей, не стоит. Тот же АвтоВАЗ может начать выпускать машины целиком из российских деталей. Авто станут еще проще — без электронных систем вроде антиблокировочной и противозаносной, и будут всего нескольких простых цветов: белого, черного, серого. Но если будет спрос, автомобили выпускать не перестанут.
Стоит ли сейчас покупать машину?
Если машина действительно нужна и есть возможность купить ее, то однозначно да. И неважно, новый автомобиль или подержанный, главное — за какую сумму его продают. Покупать LADA Vesta за 2 миллиона рублей или иномарку, которая две недели назад стоила 1,5 миллиона, за 4 миллиона, точно не стоит.
Не советую рассматривать покупку машины как инвестицию, потому что автомобили, как правило, быстро теряют в цене. Кроме того, им требуется обслуживание и уход: ежегодные ТО, ОСАГО и КАСКО, мойка, шиномонтаж и так далее.
Подготовил Денис Бондарев