Вход в выставочный парк у Версальских ворот с 1937 года украшают башенки в стиле ар-деко. Архитекторы Леон Азема и Луи-Ипполит Бойлэ Фото: Денис Орлов
Беспрецедентный контроль безопасности на входе: Франция сама пригласила террористов к себе Фото: Денис Орлов
Наиболее яркий (в прямом и переносном смысле) экспонат салона — кроссовер Škoda Kodiaq. Старинная чешская марка впервые выпускает модель такого класса. Название, созвучное эскимосскому острову Кадьяк — намек на скорое появление машин Škoda на американском рынке. Но и россиянам Kodiaq не менее интересен Фото: Денис Орлов
Главный дизайнер марки Škoda Йозеф Кабань начинал свою карьеру с дизайна Bugatti 16.4 Veyron. Сегодня он представляет одну из самых сильных школ автомобильного дизайна, влияние стиля Škoda ощущается во многих марках, и не только группы Volkswagen Фото: Денис Орлов
Lexus интригует постмодернистским концепт-каром UX Concept, построенным на тех же элементах, что и серийный компактный кроссовер Toyota C-HR (Coupe-High Rider). C-HR создавался в пику сверхуспешному (в том числе и в России) Nissan Juke. Ждем теперь ответного хода от Infiniti Фото: Денис Орлов
«Кинетическое кресло» Lexus сделано по образу паутины. Спинка и подушка — из эластичного пластика и могут менять форму благодаря натяжителям. Этим компенсируются колебания головы и сохраняется стабильное поле обзора. Не очень понятно, как быть с шейными тоническими рефлексами, помогающими управлению автомобилем «на подсознательном уровне» Фото: Денис Орлов
BMW X2 — пока еще прототип. Так будет выглядеть одноименный серийный кроссовер, более спортивный, чем известный BMW X1. Шасси — переднеприводное UKL, такое же как у BMW X1, BMW 2 Series Active Tourer и Gran Tourer, а также всех Mini. В Россию, скорее всего, будет поставляться исключительно с полным приводом Фото: Денис Орлов
Alfa Romeo Giulia, хоть и не дебютантка, но, пожалуй, один из редких автомобилей, в коем жива душа создателей. Так, выпускница питерской «Мухинки» Инна Кондакова отвечала за дизайн интерьера. Кстати, приборная панель Giulia изготовлена из природосберегающего материала NAFILean с добавлением волокон каннабиса Фото: Денис Орлов
Главный дизайнер Infiniti Альфонсо Альбайса поинтересовался, какая именно часть в его новом автомобиле мне понравилась больше всего. «Задняя, разумеется!» — ответил я. Почему-то у всех автомобилей «с претензией» именно корма всегда выглядит эффектнее Фото: Денис Орлов
А вот, собственно, и Infiniti QX Sport Inspiration — прообраз нового среднеразмерного кроссовера марки. Он уже был показан до Парижа в Пекине. Такие вот примеры и убивают на корню интерес публики к выставке: зачем идти на салон, если новинка уже представлена в сети со всех ракурсов? Фото: Денис Орлов
Несмотря на очевидные ретрореминисценции, этот футуристический гигант Mercedes-Maуbach Vision 6 не имеет под капотом двигателя. В его колеса встроены компактные электромоторы суммарной мощностью 750 л. с. Длинный капот, радиаторная решетка — все это Vision, в смысле видимость одна Фото: Денис Орлов
Но журналисты готовы были петь осанну этому шедевру автомобильного дизайна, показанному, как и многие другие экспонаты, задолго до автосалона. Mercedes-Maуbach Vision 6 продемонстрировали на конкурсе элегантности Пеббл-Бич еще в августе Фото: Денис Орлов
Задняя часть Mercedes-Maуbach Vision 6 напоминает об Autobahn-Kurier — аэродинамических купе Mercedes-Benz, на которых в Третьем рейхе доставляли партийную почту из Берлина в Нюрнберг Фото: Денис Орлов
Боссы концерна Daimler AG спешат на пресс-конференцию, где должны объявить о непростом для себя решении расширить взаимодействие с альянсом Renault-Nissan. Сначала обмен компонентами, затем совместный завод в Мексике, кроссовер и пикап на общей платформе, а там, глядишь... После дружбы с таким хищником, как Карлос Гон, от Дитера Цетше могут остаться только его усы Фото: Денис Орлов
Citroёn Cxperience: бензиновый двигатель мощностью 150 лошадиных сил плюс электромотор мощность 80 киловатт. Направление развития задано. Остальное — из области поисков формы и содержания: размер, эстетика, материалы. Ни одного достойного большого «ситроена» со времен модели XM мы так и не увидели Фото: Денис Орлов
Хотя вот седан бизнес-класса Renault Talisman (он же Samsung SM6) в Париже очень популярен. Всплеском интереса марка обязана дизайнеру Лоуренсу ван ден Акеру — он позирует возле очередной своей жемчужины, футуристического спорткупе Trezor Фото: Денис Орлов
Renault Trezor — электрическое заднеприводное купе мощностью 350 л. с., способное разогнаться до 100 км/ч менее чем за 4 с. Почему-то мне этот автомобиль напомнил концептуальные экзерсисы конкурента — Peugeot — 30-летней давности: Proxima и Oxia... Фото: Денис Орлов
Французский поставщик интерьеров Faurecia представил концепцию «кокпита будущего», частью которой является кресло Active Wellness, учитывающее физические и психофизические параметры водителя и способное реагировать на них. Кресло фиксирует данные человека: его позу, сконцентрированность, способность соображать, нервозность, засыпает ли он или ерзает на сиденье Фото: Денис Орлов
Volkswagen I.D. Concept — заявка на успех «жука» и VW Golf, теперь уже в электромобилях. Эволюция автомобиля вступает на новый виток. Как и в конце XIX века, машины становятся тихоходнее, тяжелее и со смешным пробегом. Любой бензиновый автомобиль проезжает почти вдвое больше. Но нас упорно убеждают в преимуществах электротяги. Лицемерие сегодня не только часть большой политики Фото: Денис Орлов
Рулевой джойстик самостоятельно выдвигается из передней панели салона Volkswagen I.D. Concept, едва только владелец поднесет к нему ладонь. Цветовое и пластическое решение руля и всего концепт-кара в целом я бы назвал стоматологическим Фото: Денис Орлов
Похоже, подобные ассоциации и у Вольфганга Порше, члена наблюдательного совета одноименной автомобильной марки. Подле Порше внимает его реакции дизайн-директор Volkswagen Клаус Бишоф Фото: Денис Орлов
Fiat привез на салон веселые Fiat 500 Riva вкупе с настоящей классической моторной лодкой этой знаменитой марки. Девиз: «Тендер до Парижа!» По поводу и стендистки нарядились в кокетливые морские костюмчики Фото: Денис Орлов
Сразу несколько новинок у Audi: новый кроссовер Q5, купе A5, пятидверный хетчбэк A5 Sportback и спортседан RS3. Объявлено о строительстве первого в истории марки завода на североамериканском континенте. Только не в США, а в Мексике, в городе Сан-Хозе Чиапа. Завод будет выпускать кроссоверы Q5, по 150 000 в год Фото: Денис Орлов
DS — премиальный бренд Citroёn — преподносился с соответствующим шиком: в отдельном закрытом помещении, в полумраке, заполненном густым тяжелым ароматом стариковского парфюма и психоделическими звуками. Пафосно, но без видимого эффекта Фото: Денис Орлов
Land Rover Discovery пятого поколения получил алюминиевый цельнонесущий кузов. Несомненно, новинке обеспечен высокий спрос, однако само создание моделей разных классов с абсолютно одинаковой внешностью может навести на мысль об идейном вырождении марки Фото: Денис Орлов
Система «колесо-шина» в буквальном понимании: одно врастает в другое. Пока это только прототип, мечты дизайнеров о принципиально новой ходовой части Фото: Денис Орлов
От Mini на салоне осталось одно название. Ни одной сколь-нибудь заметной новинки марка не представила Фото: Денис Орлов
«По имени Мотор». Битурбированная «восьмерка» рабочего объема 4,0 л от Mercedes-AMG GT R производит впечатление, даже если ничего не понимаешь в двигателях. Достойная отповедь электрическим воспевалам Фото: Денис Орлов
Девушки выставки — обожаемая тема журналистской братии. Они всегда улыбчивы, всегда готовы позировать, но никогда не дают почту, чтобы прислать им снимки Фото: Денис Орлов
Позади этой томной бретонки — практически уже серийный полноразмерный SUV SsangYong LIV-2 с полноценной рамой, на что по нынешним временам решается разве что УАЗ. Неслучайно SsangYong Motor Company и ПАО «СОЛЛЕРС» объявили в Париже о возобновлении продаж корейского бренда в России. Так, глядишь, и внедорожник для проекта «Кортеж» сделают! Фото: Денис Орлов
Снова девушки — настоящее украшение выставки, как и концепт-кары, которые они представляют. Мечты, как всегда, далеки от реальности... Фото: Денис Орлов
Женщинам на автосалоне в пресс-дни можно посвятить отдельное эссе... Фото: Денис Орлов
...и оно, скорее всего, будет сатирическим Фото: Денис Орлов
Диагональ от Фантомаса — летающий Citroёn DS19 из фильма «Фантомас разбушевался» (Fantômas se déchaîne, кинокомпания Gaumont, 1965 год) на выставке «Мотор! Автомобиль! Снято!», проходящей в рамках Парижского автосалона в 8-м павильоне Фото: Денис Орлов
Стенд группы Volkswagen — самое эксцентричное место на всей выставке Фото: Денис Орлов
Экспериментальный электрический трицикл эксцентричного инженера Лучиано Жиоля. Два электромотора по 50 л. с., батарея 28 киловатт-час, 10 с до 100 км/ч. Главное, на мотоциклы пока не распространяются жесткие требования по безопасности, как на автомобили Фото: Денис Орлов
Марка Škoda выступает постоянным партнером легендарной велогонки «Тур де Франс», и эти кубки создают для велогонщиков автомобильные дизайнеры Фото: Денис Орлов
Настоящая телезвезда выставки — Ferrari Aperta (открытая версия Ferrari LaFerrari). Все двести штук распроданы до премьеры за миллион евро каждая (по другим данным, за 1,86 млн евро) Фото: Денис Орлов
Инженеры из Китая открыто занимаются замерами и экспертной оценкой экспонатов. Впрочем, для этой цели существуют специальные агентства, вроде A2Mac1, предоставляющие исчерпывающую экспертизу по всем автомобильным новинкам. Автомобильные компании добровольно поставляют A2Mac1 новейшие образцы, чтобы в ответ получить заключение по конкурентам Фото: Денис Орлов
Зарисовки с парижских улиц: кто-то ездит на мотороллере Vespa, а кто-то — на малолитражной роскоши Aston-Martin Cygnet — Toyota iQ за 32 тысячи фунтов стерлингов Фото: Денис Орлов
Музей д'Орсэ — источник вдохновения для всех автомобильных дизайнеров мира Фото: Денис Орлов
Музей д'Орсэ, филин работы Франсуа Помпона, ученика Родена Фото: Денис Орлов
Музей д'Орсэ, Винсент ван Гог с целым ухом Фото: Денис Орлов
Музей д'Орсэ, Винсент ван Гог, портрет доктора Поля Гашэ, тщетно лечившего ван Гога Фото: Денис Орлов
Парижская диагональ: двухуровневая станция Mirabeau на 10-й ветке парижской подземки Фото: Денис Орлов
Мегаполисы отторгают заводы. Москва уничтожила ЗиЛ, как Париж — заводы Citroen на набережной Жавель и Renault в Булонь-Биянкуре. Мост, когда-то перекинутый через Сену на остров-завод Сегэн, теперь ведет в никуда Фото: Денис Орлов
Русские могилы на кладбище Булонь-Биянкура Фото: Денис Орлов
Новый квартал на месте заводов Renault, на 15 000 жителей. Это здание на улице Марселя Бонтана называется le Trapèze. Проект бюро Tetrarc, 2015 год Фото: Денис Орлов