Шестое колесо в автомобиле. А то и седьмое или восьмое — на заре автомобилизма проколы были столь частым явлением, что в дальнюю дорогу приходилось брать по две-три запаски. Наиболее распространенной причиной прокола были подковные гвозди Фото: www.loc.gov
Едва появились автомобили с жестким верхом, на крышу водрузили запаску. На снимке — Mercedes-Simplex 60PS выпуска 1904 года, семейный экипаж австро-венгерского консула в Ницце Эмиля Елинека. Консул придумал марку Mercedes и способствовал ее подъему. Автомобиль хранится в заводском музее Фото: Daimler AG
Запасное колесо на замке. С автомобилей начали красть детали. Это ли не лучшее свидетельство их признания? Фото: Spooner & Wells, Inc., 1910 год Архив Detroit public library
Запасное колесо в кузове работы французского ателье Alin-Liautard на шасси Gregoire 15/22CV выпуска 1911 года крепилось сзади плашмя, под кожухом, который рассекал воздушный поток, словно плавник воду. Кузов назвали sous-marin — «подлодка» Фото: www.gallica.bnf.fr
Колесо в Gregoire Sous-marin скрывалось за раздвижными створками Фото: www.gallica.bnf.fr
Классическое решение 1930-х — запаски в передних крыльях. У классных авто, таких как 12-цилиндровый Packard model 1207 выпуска 1935 года, запаски убирались в стальные кожухи. В СССР их прозвали «сковородами». Такой автомобиль, только бронированный, был у Сталина. А этот купил комик Гарольд Ллойд Фото: Detroit public library
Немцы придумали использовать запаски, закрепленные по обе стороны кузова, как опорные катки, чтобы не сесть брюхом. На снимке — самый необычный среди армейских вездеходов предвоенного времени, Tempo Geländewagen G1200. У него два мотоциклетных мотора, спереди и сзади. Каждый — на свою пару колес Фото: www.fortepan.hu
Классический Land Rover запомнился нам по запаске, лежащей поверх капота Фото: Ulf Berger, Nordiska museet
У первой послевоенной малолитражки Renault — 4CV — силовой агрегат располагался сзади, а багажник, соответственно, спереди. Запасное колесо крепилось оригинально — к тыльной стороне крышки багажника Фото: архив Андрея Крюковского
В 1954 году от этого решения отказались: крепление ослабевало, да и грязь от колеса сыпалась на багаж. Запаску у Renault 4CV разместили вертикально у передней стенки багажника Фото: Mediatheque Renault
Легковым автомобилям Горьковского автозавода запаски всегда мешали. В ГАЗ-13 «Чайка» запасное колесо отнимало треть места в багажнике. Грязная запаска рядом с чемоданами — неудачное соседство для престижного автомобиля Фото: ОАО «ГАЗ»
Снобистские британские автомобили Bristol отличались размещением запасного колеса в нише левого переднего крыла. В правой нише находился аккумулятор Фото: архив Bristol
Запасное колесо Jeep CJ-5 повесили на правый борт — потребовалось сделать сзади откидной борт. Иногда водители задевали запаской о препятствия. На снимке — патруль сил сдерживания ООН на берегу Большого Горького озера на Суэцком канале, в период Шестидневной войны, 1967 год Фото: UN photo archive
Чехословацкая сенсация 1964 года — Škoda 1000 MB. Силовой агрегат у этой модели находится сзади, а багажник — спереди. Чтобы компенсировать «перевес» и догрузить передние колеса, запаску расположили спереди, под полом багажника Фото Skoda Auto
А достать запасное колесо у Škoda 1000 MB можно было через отдельный люк в передней стенке кузова Фото: архив автора
В знаменитом микроавтобусе Volkswagen тоже было тесновато. В особенности когда он превращен в домик на колесах. Место запаске нашлось на передней стенке кузова Фото: архив автора
В прототипе нашей «копейки», ВАЗ-2101 — Fiat-124 — конструкторы отвели запаске место в нише заднего крыла. Запаска не очень вписывалась в контуры крыла, поэтому снизу сделали едва заметную выемку. Там постоянно скапливалась влага, металл быстро сгнивал Фото: архив автора
ВАЗ-2121 «Нива». В нынешнем году исполняется 40 лет, как этот автомобиль на конвейере. Особенностью вездехода было запасное колесо в моторном отсеке — смелое решение, повторенное затем на ВАЗ-1111 «Ока» Фото: В/О «Автоэкспорт»
На ВАЗе опасались дефицита силовых агрегатов для «Нивы» и создали вездеход с мотором УЗАМ-412 от «Москвича». Под капот «Нивы» мотор не влезал. Вездеходу слегка удлинили передок, а запасное колесо перенесли в багажник. В серию ВАЗ-2121М не пошел. Испытатели презрительно называли его «Моськой» Фото: «АвтоВАЗ»
У Land Rover Discovery 2017 модельного года запаска подвешена под брюхом. Для защиты ее от грязи предусмотрен особый аэродинамический экран Фото: Денис Орлов
Останется ли подвесное запасное колесо чистым в такой ситуации? Фото: Jaguar Land Rover
Современное «раздвижное» запасное колесо-«докатка» марки Vredestein Space Master для автомобиля Mini Countryman. Большинство премиальных автомобилей сегодня оснащаются именно такими. Они позволяют экономить до 60% места в багажнике по сравнению с шинами стандартного размера Фото: пресс-служба Mini