Детальные фейки. Как рынок автозапчастей накрывает волна подделок
Чем старше автомобиль, тем чаще его надо ремонтировать. Эта грустная истина в последнее время толкает вверх продажи на российском рынке автозапчастей. «Автостат» констатирует, что в этом году средний возраст автомобиля в РФ перешагнул отметку в 15,2 года, в то время как, например, в 2019 году этот показатель составлял 13 лет. Вместе со старением автопарка увеличивается спрос на автомобильные детали: по оценкам «Автостата», сейчас ежегодный объем этого рынка оценивается на уровне 30 млрд долларов в год, таким образом, за последние пять лет в долларовом выражении он увеличился более чем на треть (в 2018-м объемы продаж здесь оценивались в 22 млрд долларов).
По подсчетам «Автостата», самую крупную долю на рынке автозапчастей в РФ занимают шины (11% от всех продаж в стоимостном выражении). Далее идут детали подвески (10%), масла и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также в списке самых значимых типов автокомпонентов запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%), детали рулевого управления (4,4%), электрооборудования (4,1%), трансмиссии (3,9%), кузовные детали (2,9%) и аккумуляторы (2,7%).
Что касается высокого сезонного спроса, то в начале лета традиционно активно раскупаются детали, необходимые для планового технического обслуживания: к ним относятся летние покрышки, тормозные диски и колодки, моторные и трансмиссионные масла, топливные, воздушные и салонные фильтры, тормозные и охлаждающие жидкости, а также товары автохимии и прочее.
Последние два года для российского рынка автозапчастей выдались непростыми. В 2022 году после введения санкций с него ушли важные игроки — дочерние компании ведущих мировых автопроизводителей, которые поставляли на российский рынок не только автомобили, но и детали для их обслуживания. Одновременно рухнули привычные логистические цепочки, из-за чего на рынке возник дефицит, а цены рванули вверх.
Но к началу прошлого года оставшиеся игроки смогли адаптироваться к новой реальности. Прежде всего удалось обуздать рост цен. В 2022 году рывок стоимости по некоторым позициям достигал отметки в 100%: например, на 70–80% подорожали моторные масла. Примерно на такой же уровень выросли в цене тормозные колодки, фильтры, свечи зажигания, приводные ремни. Но в 2023 году и в первой половине текущего года динамика увеличения ценников затормозилась до 7–20% в год. Например, по данным аналитиков «Дрома», по итогам прошлого года стоимость свечей зажигания увеличилась на 8%, тормозных дисков и колодок — на 6–7%, а цены на масляные фильтры и вовсе снизились на 5%.
Важным достижением российского рынка автодеталей можно считать и решение проблемы дефицита. По словам Татьяны Овчинниковой, директора сети станций технического обслуживания Fit Service, в настоящее время можно без труда найти все ходовые автомобильные детали, хотя два года назад из-за нехватки автокомпонентов в магазинах у многих автовладельцев наблюдалась тихая паника: как и чем обслуживать машины. Теперь же на российских складах продавцов уже накоплен достаточный запас ходовых запчастей для распространенных моделей авто, на доставку которых можно рассчитывать за пару-тройку дней. Как и прежде, есть и редкие детали, например, касающиеся кузовного ремонта, их в среднем придется ждать две-три недели.
Однако все еще есть проблемы с наличием деталей для не слишком распространенных марок и моделей авто. Даже расходные запчасти, скажем, для американской модели Buick Сentury или итальянской Alfa Romeo Giulietta можно будет ждать несколько месяцев. То же самое, кстати, касается моделей редких китайских авто, которые по параллельному импорту завозят в Россию: на несколько месяцев может затянуться ожидание элементов подвески и уж тем более кузовных деталей для, скажем, внедорожника Xpeng G3, минивэна Geely Jiaji. И не факт, что эта деталь подойдет, так как часто каталоги на китайские автомобили запутанны и не структурированы должным образом.
Еще одна проблема — качество запчастей. Доля оригинальных сокращается: c 25% в 2022 году, до 10–15% сейчас. Но самое неприятное, что именно оригинальные запчасти, а также детали известных мировых брендов сейчас активно подделывают.
Проблемы подделок запчастей и поставок контрафактных деталей существовали на российском рынке и раньше, но за последние полтора года они приобрели серьезный размах. Участники рынка говорят, что доли подделок в различных сегментах рынка автодеталей могут достигать 25–30%. Например, по подсчетам аналитической компании Gruzdev-Analyze, в 2023 году в сегменте моторных масел и смазочных материалов было обнаружено 30% подделок, в свечах зажигания эта доля составляла 23%, в деталях подвески и рулевого управления — 14%. А по оценкам сети станций техообслуживания Fit Service, за предыдущий год почти каждый четвертый автомеханик сталкивался с проблемой ремонта машин в связи с поломкой контрафактной детали.
Причины этого обострения в том, что прежние рыночные механизмы контроля импорта запчастей в Россию перестали работать. Раньше российские представительства иностранных марок с большим штатом юристов внимательно отслеживали поступление фальшивок в торговые сети. Сейчас такого контроля нет, а российские надзорные органы не справляются с растущим объемом подделок.
Особенно тревожно от присутствия некачественных деталей среди критично важного для безопасности автомобиля оборудования: элементов подвески, рулевого управления и даже подушек безопасности. Один из вариантов усиления контроля — включить автозапчасти в программу «Честный знак», государственную систему мониторинга товаров, которая уже борется с нелегальным производством в области табака, молочной продукции, лекарств, парфюмерии.
Впрочем, в будущем проблему подделок и распространения некачественных деталей, вероятно, можно будет решить и рыночными методами. В том числе за счет развития производства автокомпонентов внутри России. По данным Минэкономразвития, отечественные производители занимают около 20% общего объема российского рынка автокомпонентов. В частности, в РФ довольно успешно развивается выпуск аккумуляторов, шин, свечей зажигания, фильтров, масел, щеток стеклоочистителей и других популярных расходников. Новые производители этих товаров дорожат репутацией, следят за качеством своей продукции и уж тем более выявляют фейки и подделки своих брендов.
Специалисты рекомендуют вдумчиво выбирать автомобильные запчасти. В частности, перед покупкой стоит внимательно изучать упаковку и маркировку на ней. «Сейчас стоит быть особенно осторожными при выборе моторных масел, дисков для колес, фар, их подделывают чаще всего, — говорит Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании “Мой Автопрокат”. — Здесь нужно консультироваться с проверенными мастерами, потому что обычный человек не сможет разобраться, подделка перед ним или оригинал, а профессионал фальшивку распознает».
«Гарантировать качество продукции может официальный автосервис с проверенными поставщиками, — продолжает Николай Матвеев, директор “Ключавто Партс”, подразделения автодилера “Ключавто”. — Квалифицированные сотрудники обладают экспертизой и могут отличить качественную деталь от некачественной на этапе закупки. При выборе автомобильных запчастей стоит обращать внимание на внешний вид детали: размер, прочность, качество материала. Запчасть должна быть изготовлена аккуратно, без видимых дефектов на ее поверхности. Своим клиентам мы рекомендуем выбирать продавцов и сервисные центры среди надежных игроков рынка — именно там можно найти качественные оригинальные запчасти, в том числе специфичные».
Подготовил Алексей Грамматчиков