Китайский новый год на российских дорогах. Что ждет автомобилистов в 2024 году
За последние 12 месяцев российский автомобильный рынок категорически изменился. Обозреватель «Сноба» Александр Катаев рассказывает о произошедших событиях 2023-го и ключевых премьерах наступившего года
Пора учить иероглифы? Если коротко подводить итоги года — дружественные товарищи «китайцы» представлены почти во всех секторах официального рынка легковых машин. Разве что нет у импортеров из Поднебесной простых и доступных массовых внедорожников, какими сильны АвтоВАЗ и УАЗ, а еще — универсалов, кросс-версий с увеличенным клиренсом и спортивных вроде семейства Lada Vesta.
В целом же активность Китая — лавинная. Руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов еще год назад, выступая на заводе «Лада Ижевск», предположил, что будет крайне непросто конкурировать с импортом made in China в открытую, без господдержки. Заметьте, непросто даже при намеченных инвестициях в 45 миллиардов рублей на развитие вазовского модельного ряда. Китайские новинки, образно говоря, объедут эту гору денег по пути к покупателям быстрее, чем ее начнут тратить в пользу отечественного продукта. Да АвтоВАЗ уже и сам зависит от Китая. Сборку «Весты» удалось возобновить благодаря замене некоторых попавших под санкции комплектующих на альтернативные «чайна-варианты».
Как отреагировал на великое китайское «нашествие» авторынок? Положительно. Официальные продажи выросли. Согласно данным компетентного аналитического агентства «Автостат», легковой сегмент за 11 месяцев по сравнению с прошлым годом показал увеличение на 65% — куплены 939 254 машины.
Лидирует, разумеется, Lada. По результатам конкретно за ноябрь, распроданный вазовцами тираж достиг 32 651 единицы. А далее в пятерке ведущих игроков китайские марки: Haval (14 400), Chery (11 316), Geely (10 551) и Changan (6 609). Успешными оказались Omoda (4129), Exeed (4096) и Tank (1868). Рады за состоявшихся владельцев. Ведь средний ценник в легковом сегменте поднялся, и для многих россиян цифры в прайсах перешли в разряд абстрактных величин. Бюджетных иностранных предложений не найти в принципе. Дешевле всего из иномарок седан Changan Alsvin. Но сколько времени он удержится на таком ценовом уровне?
И не импортом единым — китайцы в темпе принялись ковать свое железо на производствах внутри России. Возрожденная столичная фабрика «Москвич» собирает из комплектов фирмы JAC компактный кроссовер «Москвич 3» и лифтбек «Москвич 6», а вскоре присоединится кроссовер «Москвич 5» среднего формата. Калининградский завод АВТОТОР взял на конвейеры сразу три бренда — Kaiyi, BAIC и SWM, с кроссоверами, седанами и внедорожником, итого 12 моделей. Липецкий «Моторинвест» делает электромобили Evolute — седан, кроссоверы и минивэн. О собственном российском предприятии задумались в офисе Livan.
Правда, электрические авто наша аудитория по-прежнему воспринимает без особого интереса. Эффективная и удобная эксплуатация зависит от многих переменных, особенно зимой. Сеть зарядных станций ширится медленно, а стоят электрокары прилично.
Поэтому упомянутые Evolute разошлись скромным числом 1795. Батарейный «Москвич 3е», вероятно, закончит год с объемом в 1500. Дорогих электроверсий Voyah удалось продать 612. А бренд Skywell, для которого разработка автомобиля как такового — первый и, увы, не слишком удачный опыт, потерпел электрофиаско — 188. Гибридные подзаряжаемые модификации тоже пользуются умеренным спросом, их выгода неочевидна. Россия безусловно предпочитает традиционные двигатели внутреннего сгорания.
Хотя недавно под эгидой представительства Great Wall Motor дебютировала эффектная электрическая Ora 03 (на заглавном фото). Хетчбэк в духе модного ретро, убедительно оснащенный и с отменными «активными» настройками ходовой части. Знакомо? Правильно, Ora вторит яркому формату Mini. А внешне смахивает и на Porsche. Полагаем, стильная штучка привлечет внимание молодежи и, глядишь, укрепит позитивное отношение к электромобилям.
Рынок в целом постепенно привыкает к присутствию китайцев, и клиенты строят в умах прокитайскую систему ориентиров и координат. Был седан Toyota Camry — на его позицию прикидывают соразмерный Chery Arrizo 8. Был лифтбэк Skoda Octavia — его вроде бы неплохо замещает Changan Uni-V. Был внедорожник Jeep Wrangler — а сейчас его очень напоминает BAIC BJ40.
Ниша премиум-седанов — и та пустовала недолго, ее занял пафосный Hongqi H9. А мегаэлектрокроссовер Hongqi E-HS9 вовсе трактуют а-ля «китайский Rolls-Royce Cullinan». Престижнее изготовителя «Хончи» в Китае не существует, эти автомобили с 1960-х годов вплоть до недавних пор возили исключительно первых лиц правительства. Но и в других китайских компаниях искренне убеждены, что освоили высокий жанр. Значит, богатых машин приедет больше.
В следующем году готовимся ориентироваться в наплыве брендов — они добавляются и добавляются. Из последних — Jetour и Jaecoo. На очереди — опять-таки премиальные — кроссоверы Wey. Скоро появятся нехитрые мини-кары Tiggo.
Конечно, мы за разнообразие. Китайский ассортимент в основном довольно однородный. Кроссоверы — чаще с моноприводом, седаны, бензиновые турбомоторы по 1,5–2 литра, коробки-роботы и вариаторы, рули с усеченными ободами, а то и овальные, высоко установленные кресла с коротковатыми подушками в расчете на малорослых водителей, сложночитаемые цифровые приборы, спорные сенсорные кнопки, непременные тачскрины с лабиринтами меню, пресные ездовые качества…
Ладно, пусть. Обиднее, что модели через раз сыроваты — вызывают вопросы и к работе техники, и к эргономике. По словам дистрибьюторов, в Китае учитывают пожелания, готовы дорабатывать и адаптировать конструкции. Прекрасно. Но чтобы сделать окончательные выводы о китайской надежности, нам в любом случае понадобится минимум пара-тройка лет.
Автомобиль-2023? Пожалуй, выберем Tank 300. Харизматичный, универсальный, комфортный на шоссе и героически проходимый на бездорожье. Классика рамной конструкции сочетается с передовыми электронными системами. Ничего подобного конкуренты не предлагают. Образовалось целое сообщество поклонников «Тэнка» — это первый в стране пример возникновения субкультуры вокруг китайского автопродукта.
И напоследок представим, что в Китае не имелось бы развитой автомобильной промышленности. Каким был бы сейчас российский авторынок? Вернее, каким не был бы. Меж тем жизнь продолжается. Согласитесь — позитив. Так что с китайским нас новым годом.
Автор: Александр Катаев