Деньги за оценки. Как в Госдуме хотят стимулировать школьников
Начислять школьникам деньги на Пушкинскую карту за хорошие четвертные оценки предложила депутат Госдумы от партии «Новые люди» Анна Скрозникова. «Сноб» узнал, что об этой инициативе думают школьные учителя и омбудсмен по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Идея как минимум очень оригинальная. Она перекликается с решением некоторых родителей поощрять финансово детей за выполнение домашней работы. Но такой подход может быстро привести к тому, что без оплаты у ребенка уже не будет мотивации хорошо учиться и много знать.
У школьника должна быть внутренняя мотивация получать знания. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребенку было интересно и легко учиться самому по себе. Нужно пытаться понять, почему он может быть не вовлечен, и помогать ему включиться искренне, а не за деньги.
Здесь может быть и коррупционная составляющая. Учитель будет понимать, что оценка — это его личный вклад, появится пространство для манипуляции ребенком. Потому что одно дело — получать двойки, совсем другое — не получать деньги. Это огромный стресс. Особенно если в семье у ребенка сложная материальная ситуация. Может получиться так, что ответственность за финансовые трудности ложится на него.
Мы много говорим, что ЕГЭ является источником очень большого стресса. И не все дети эту нагрузку выдерживают. А если такой стресс будет каждый день?
Мне инициатива кажется нереализуемой.
Всеволод Луховицкий, педагог, сопредседатель профсоюза «Учитель»
С точки зрения педагога, это очевидно бессмысленная и даже вредная идея.
Во-первых, она противоречит многовековой образовательной традиции, которая гласит, что дети должны учиться не ради оценок. Ни одного педагога, который считает иначе, я не знаю. Во-вторых, инициатива лишает ценностного смысла учебу. Дети и так у нас, благодаря системе олимпиад и грантов, привыкли, что они учатся за какие-нибудь «плюшки». И в-третьих, хотя я всячески приветствую тот факт, что какая-то часть бюджета может пойти обычным гражданам, в том числе и школьникам, сомневаюсь, что существующее в школах нормативно-подушевое финансирование позволит столько денег жертвовать детям.
Кроме того, это коррупциогенный закон. Если за что-то в школе платят деньги, тут же возникает идея: «Я тебе ставлю пятерку, а ты мне отстегиваешь этих денег». Я не думаю, что этот проект дойдет даже до первого чтения. Это разговоры ради разговоров.
Ефим Рачевский, народный учитель России
Платили ли вообще детям за оценки когда-либо в истории человечества? Я знаю один пример — Билл Гейтс. Ему родители платили 25 центов, если он в этот день не приносил из школы двойку. Больше я ничего подобного никогда не слышал.
Это предложение — абсолютный бред. Образование — это уже инвестиция в ребенка. Труд школьника в рамках его учебной деятельности, конечно, не должен быть оплачен. Этот труд обращен на самого себя, он и так полезный.
Евгений Ямбург, заслуженный учитель России
Учеба — это тяжелый и очень серьезный труд. Если взрослый может прийти с работы и отвлечься, переключиться, то у ребенка есть еще и домашняя работа — это по 12 часов рабочего времени в день. Я убежден, что такой труд нужно стимулировать. Формы стимулирования могут быть разные: грамоты, например, или подарки. Но какие подарки? Мыльницы дарить? У детей гаджеты, им все это неактуально.
Уже 15 лет как у меня в школе существует форма стимулирования учеников деньгами. По итогам каждой четверти подводится рейтинг успеваемости. Он рассчитывается программой, которую дети сами сделали, чтобы все было объективно. Учитываются и успеваемость, и дисциплина, и внеклассная активность. Ребята собираются параллельными классами в актовом зале, и тем, кто преуспел больше всех, я вручаю сертификат с физиономией директора, где указано какое-то количество денег. Чем старше школьник, тем, соответственно, сложнее учеба и денег больше. Есть еще рейтинг САШ — «самый активный школьник». Там выделяют тех, кто участвует во всяких веселых стартах, творческих конкурсах и так далее. И вот этот сертификат — мы его шутливо называем «школьная валюта» — обменивается на живые деньги, на которые школьник может купить себе что-нибудь нужное. В некоторых семьях, где есть трудности с деньгами, ребенок таким образом помогает своей семье.
Ничего преступного я в этом не вижу.
Подготовил Егор Спесивцев