Фото: © Игорь Низов / Фотобанк Лори

Ирина-Волынец.jpg

Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан

Идея как минимум очень оригинальная. Она перекликается с решением некоторых родителей поощрять финансово детей за выполнение домашней работы. Но такой подход может быстро привести к тому, что без оплаты у ребенка уже не будет мотивации хорошо учиться и много знать.

У школьника должна быть внутренняя мотивация получать знания. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребенку было интересно и легко учиться самому по себе. Нужно пытаться понять, почему он может быть не вовлечен, и помогать ему включиться искренне, а не за деньги.

Здесь может быть и коррупционная составляющая. Учитель будет понимать, что оценка — это его личный вклад, появится пространство для манипуляции ребенком. Потому что одно дело — получать двойки, совсем другое — не получать деньги. Это огромный стресс. Особенно если в семье у ребенка сложная материальная ситуация. Может получиться так, что ответственность за финансовые трудности ложится на него.

Мы много говорим, что ЕГЭ является источником очень большого стресса. И не все дети эту нагрузку выдерживают. А если такой стресс будет каждый день?

Мне инициатива кажется нереализуемой.

Всеволод-Луховицкий,-педагог,-сопредседатель-профсоюза-«Учитель».jpg

Всеволод Луховицкий, педагог, сопредседатель профсоюза «Учитель»

С точки зрения педагога, это очевидно бессмысленная и даже вредная идея.

Во-первых, она противоречит многовековой образовательной традиции, которая гласит, что дети должны учиться не ради оценок. Ни одного педагога, который считает иначе, я не знаю. Во-вторых, инициатива лишает ценностного смысла учебу. Дети и так у нас, благодаря системе олимпиад и грантов, привыкли, что они учатся за какие-нибудь «плюшки». И в-третьих, хотя я всячески приветствую тот факт, что какая-то часть бюджета может пойти обычным гражданам, в том числе и школьникам, сомневаюсь, что существующее в школах нормативно-подушевое финансирование позволит столько денег жертвовать детям.

Кроме того, это коррупциогенный закон. Если за что-то в школе платят деньги, тут же возникает идея: «Я тебе ставлю пятерку, а ты мне отстегиваешь этих денег». Я не думаю, что этот проект дойдет даже до первого чтения. Это разговоры ради разговоров.

Ефим-Рачевский,-народный-учитель-России.jpg

Ефим Рачевский, народный учитель России

Платили ли вообще детям за оценки когда-либо в истории человечества? Я знаю один пример — Билл Гейтс. Ему родители платили 25 центов, если он в этот день не приносил из школы двойку. Больше я ничего подобного никогда не слышал.

Это предложение — абсолютный бред. Образование — это уже инвестиция в ребенка. Труд школьника в рамках его учебной деятельности, конечно, не должен быть оплачен. Этот труд обращен на самого себя, он и так полезный.

Евгений-Ямбург,-заслуженный-учитель-России.jpg

Евгений Ямбург, заслуженный учитель России

Учеба — это тяжелый и очень серьезный труд. Если взрослый может прийти с работы и отвлечься, переключиться, то у ребенка есть еще и домашняя работа — это по 12 часов рабочего времени в день. Я убежден, что такой труд нужно стимулировать. Формы стимулирования могут быть разные: грамоты, например, или подарки. Но какие подарки? Мыльницы дарить? У детей гаджеты, им все это неактуально.

Уже 15 лет как у меня в школе существует форма стимулирования учеников деньгами. По итогам каждой четверти подводится рейтинг успеваемости. Он рассчитывается программой, которую дети сами сделали, чтобы все было объективно. Учитываются и успеваемость, и дисциплина, и внеклассная активность. Ребята собираются параллельными классами в актовом зале, и тем, кто преуспел больше всех, я вручаю сертификат с физиономией директора, где указано какое-то количество денег. Чем старше школьник, тем, соответственно, сложнее учеба и денег больше. Есть еще рейтинг САШ — «самый активный школьник». Там выделяют тех, кто участвует во всяких веселых стартах, творческих конкурсах и так далее. И вот этот сертификат — мы его шутливо называем «школьная валюта» — обменивается на живые деньги, на которые школьник может купить себе что-нибудь нужное. В некоторых семьях, где есть трудности с деньгами, ребенок таким образом помогает своей семье.

Ничего преступного я в этом не вижу.

Подготовил Егор Спесивцев