Как разговаривать с ребенком о важном? Отвечает педагог Дима Зицер
Кто формирует нравственные ценности ребенка? Как родителям научить ребенка не бояться делиться своими переживаниями и мнением, не допуская при этом ошибок? Об этом «Снобу» рассказал Дима Зицер
Когда формируется система ценностей
На формирование нравственных ориентиров ребенка в первую очередь влияют родители — по крайней мере лет до семи. Первые представления «о важном» закладываются у детей в самом раннем возрасте. Даже шестимесячный малыш понимает, что такое улыбка мамы, считает ее важной и реагирует на нее не так, как на улыбку чужого человека. Уже тогда ребенок понимает, что человеческое тепло — ценно.
Кто определяет, что важно
Давайте представим себе такую ситуацию: вы что-то считаете для себя важным, но вам говорят, что важно совсем другое и что приличные люди с вашим мнением не согласятся. Вы сразу откажетесь от своих ценностей и примите чужие? Конечно, нет. Это полная ерунда. Как только кто-то другой начинает решать за человека, что важно, а что нет, заканчивается не только педагогика, но и вообще отношения между людьми, как мы можем убедиться, если посмотрим сегодня вокруг. Что важно, а что не важно, каждый человек определяет для себя сам. Школа и родители, конечно, влияют или по крайней мере пытаются влиять на представления ребенка о главных жизненных ориентирах, но выбор все равно остается за ним.
Чем вредны конфликтующие системы ценностей
Если ваши семейные ценности не совпадают с теми, которые пытаются привить ребенку в школе, надо искать другую, подходящую для вас школу. Иначе у ребенка случится когнитивный диссонанс: дома — одно, в школе — другое. И значит, те ценности, которые транслируют одна или даже обе стороны, «лживы». Более того, ребенок может решить, что ложь — это одна из ценностей.
О культуре общения и безопасности
Дома должна быть развита культура общения и дискуссии. Дети гарантированно усваивают семейные модели поведения. Если родители обсуждают сложные вопросы, в том числе с ребенком, он то же самое будет делать с другими людьми; если в комнату не будут входить без стука, ребенок научится соблюдать личные границы. Круто, если члены семьи, имея разные взгляды на одни и те же вещи, способны говорить о них друг с другом. Возможность обсуждать важное, делиться своими мыслями, волнениями, эмоциями создает у ребенка ощущение безопасности. Искренние человеческие отношения действительно помогают отстроить нравственную систему координат.