Как развивать ребенка дошкольного возраста
Про детей дошкольного возраста и их развитие я писала не раз. Но, во-первых, выросло новое поколение родителей. А во-вторых, несколько изменились времена. И вот опять у меня на приеме, после некоторого, не очень понятного мне перерыва, стал регулярно возникать вопрос: как развивать дошкольника? Этот один общий вопрос можно разбить на подпункты:
● Когда начинать развивать? В год еще рано, а в три уже поздно?
● Заниматься нужно по расписанию или можно по вдохновению?
● Если матери не нравится играть с ребенком в ролевые игры, это очень плохо для его полноценного развития?
● Что делать, если ребенок неусидчив и даже в четыре года не хочет закрашивать кружочки и слушать книжки?
● Сколько времени в день нужно заниматься с ребенком пяти с половиной лет?
● Если ребенок ходит в сад, нужны ли еще дополнительные кружки или пусть после сада отдыхает?
● Сколько максимум кружков может посещать ребенок четырех лет, чтобы это не было для него вредным?
● Обязательно ли отдавать на подготовку к школе или достаточно программы детского сада?
● Как выбрать детский сад: предпочесть тот, где больше свободы для общения детей между собой, или тот, где больше развивающих занятий?
И еще много-много всего приблизительно такого.
Сразу становится понятно, что вот в этих вот частностях родителю очень легко запутаться, а после начать сомневаться абсолютно в любом принятом решении и потом винить себя в том, что вот — не дали вовремя, упустили, не учли или, наоборот, переборщили, перегрузили.
Поиск решения в интернете или даже консультация со специалистом — педагогом или психологом — тоже помогает не всегда. Почему так? Дело в том, что:
● рекомендации в интернете зачастую прямо противоположны друг другу, но для молодых родителей одинаково убедительно аргументированы;
● разные специалисты могут придерживаться в принципе разных взглядов на развитие ребенка и исходить из них в своем наборе рекомендаций;
● специалисты зачастую просто продают свои услуги или методики.
Что же предпринять молодым родителям без специального образования, которые все-таки хотят системно «развить» свое чадо дошкольного возраста? Давайте попробуем идти от общего к частному. Что у нас, собственно, происходит с развитием в дошкольном возрасте?
У ребенка последовательно развивается сначала восприятие, потом мышление, параллельно — регуляторные механизмы, и уже на их основе формируется самосознание: «Вот он я, Петя. Я с утра увидел в Машином шкафчике интересную игрушку и очень хочу с ней поиграть, но пока нельзя, сначала надо кашу доесть и как-то договориться с Машей. Может быть, стоит прямо сейчас предложить ей половинку моей булочки? Маша любит поесть, я это знаю».
Очень развитый у нас получился ребенок Петя пяти с половиной лет. Сейчас, скажу честно, такие встречаются редко. Гораздо чаще условный Петя уже умеет читать по слогам, знает названия всех планет, английский алфавит, полсотни английских слов и даже десяток иероглифов. Однако к мышлению все это не имеет никакого отношения. И потому с Машей у него договориться не получается, про ее вкусы и предпочтения он ничего не знает, но и насильно отобрать у нее игрушку он тоже не пытается (времена изменились!). Когда вечером за ним приходят родители, он пальцем указывает на Машин шкаф и говорит: «Мама, папа, срочно купите мне точно такое. Мне очень надо, я хочу поиграть с ним».
Итак, мышление — это очень сложный, многокомпонентный процесс. Умение наблюдать, обобщать, ставить цель, расчленять путь к ней на отдельные этапы, ждать, регулировать и перестраиваться в процессе, собирать все обратно (синтез), делать выводы из уже случившегося и конструктивно использовать их в дальнейшем. И значит, все, что помогает ребенку вот этому вот всему научиться, то его и развивает. А теперь давайте посмотрим конкретнее.
Умение наблюдать. Должно быть время и различные объекты наблюдения. Не гуляйте только на резиновых детских площадках. Выберите время, когда вы не торопитесь. Наблюдайте вместе с ребенком — за предметами и их сочетаниями, за явлениями природы, растениями, животными, птицами и насекомыми, за другими людьми. Фантазируйте и делитесь своими наблюдениями. Выдавайте положительное поглаживание каждый раз, когда ребенок не просто ткнул пальцем в окно электрички, но и сумел сформулировать, что именно он там пронаблюдал.
Обобщение. Формируется на основе наблюдений. Играйте в игру: что общего между Машей, тобой и Игорем? Например: «Мы дети». Еще? «Мы все в комбинезонах, мы все ходим в один садик, мы все любим смотреть мультфильмы». А чем вы отличаетесь? «Я больше всего люблю мультфильм про котов, Маша — про Машу и Медведя, а Игорь — про фиксиков». А что общего между тобой и нашей кошкой? «Мы оба живые и оба любим, когда ты нас гладишь». Поверьте, все выше перечисленное — это достаточно высокий уровень способности к обобщению для ребенка-дошкольника.
Ставить цель. Показывайте, как вы ставите цели и достигаете их. Дети — имитаторы. Предоставляйте ребенку возможность импровизировать, не подменяйте его усилия своими: «Ты хочешь вот этого? Тогда подумай, как этого добиться, и приступай». Учите принимать неудачи и двигаться дальше, не бросайтесь сразу утешать. Да, маленькому ребенку нужна поддержка, но ему нужно еще и обучение самостоянию — не забывайте об этом.
Ждать. Очень важный навык. Изначально все дети делают это прекрасно, они не самостоятельны и потому эволюционно запрограммированы на ожидание — пищи, ласки, игры и так далее. Ребенка даже не надо специально учить ждать, ему достаточно четко обозначить границы и никогда самому их не нарушать. Например: «Пока я разговариваю по телефону, ты — ждешь. Пока я кормлю твоего младшего брата, ты — ждешь». Дети, которые не умеют ждать, — уже со сломанным (непоследовательностью взрослых) врожденным механизмом.
Регулировать и перестраиваться. Вот этому надо учить. Лучше всего учит ролевая игра со сверстниками. Если это почему-то невозможно, любые максимально близкие к оригиналу заместители. Если родитель играет с ребенком, то обязательно чередование: иногда играем по сюжету ребенка, иногда — по сюжету и правилам родителя.
Синтез и выводы. Тоже требует обучения. Проще всего — метод имитации. Ребенок свидетельствует тому, как что-то делают его родители или литературные герои (вы обращаете его внимание на этот аспект), или герои мультфильма, или кто угодно еще. Через некоторое время ребенок пытается имитировать. Сначала у него получается плохо, потом — все лучше и лучше. Здесь необходимо неизменно давать положительное поглаживание за саму попытку и только потом осторожно корректировать результат (он поначалу может быть просто абсурдным, мышление у ребенка еще слабенькое, а синтез — это высший уровень). Например, родитель: «Пони в мультфильме только в самом конце поняла, что, если хочешь, чтобы другие с тобой играли, нужно учитывать, чего хотят они. Если всегда лезть со своим, остаешься один — так с ней и случилось. Но потом ей удалось понять (ей помогли) и все исправить». Ребенок на следующий день: «Сегодня я играл во все, во что хотели Петя и Маша. А во что я хотел, я им даже не сказал». Родитель сначала выдает отчетливое положительное поглаживание: «Я рада, ты здорово продвинулся вперед!» — и только потом приступает к коррекции.
А что же насчет частностей: сколько кружков может посещать ребенок в четыре с половиной года? Частности не так важны, потому что дети очень пластичны, могут приспособиться к почти любому «как», если оно последовательно, не экстремально и оставляет время и пространство для развития всего вышеописанного.
Уважаемые родители, делайте как вам удобно, регулярно (например, раз в квартал или раз в полгода) выделяйте специальное время, садитесь и отслеживайте и анализируйте происходящее. Потом проведите операцию синтеза. Если надо, внесите коррективы. Если коррективы возникли, ознакомьте ребенка с планом на следующий квартал — его это непосредственно касается и ему нужно знать. Ведь у вас-то, взрослых людей, мышление (со всеми его характеристиками) функционирует в полном объеме, не так ли?