Иллюстрация: Veronchikchik

Лето и каникулы закончились, начался учебный год, ко мне на прием в поликлинику пошли родители школьников. И чуть ли не каждый второй задает вопрос:

— Как мне вернуть сыну/дочери мотивацию к учебе? Он/она совершенно не хочет учиться.

С каждым годом этот вопрос звучит все чаще. При этом четверть века назад родители его вообще не задавали. Можно подумать, что 25 лет назад все дети школьного возраста были мотивированы на учебу, а теперь ситуация почему-то изменилась. Разумеется, это совершенно не так.

Четверть века назад родителям никакая мотивация детей была не то чтобы совсем не нужна, просто мысль о ее важности и даже существовании не приходила в их головы. Ведь в их собственные школьные годы о мотивации никто никогда не упоминал, да и общественного дискурса на эту тему не было. Поэтому, когда ребенок не хотел учиться, запрос ко мне звучал совершенно по-другому:

— Как мне, родителю, его заставить? Есть у вас какие-нибудь специальные методы? Школу-то закончить надо и аттестат получить.

Обычные методы принуждения к учебе: угрозы («Принесешь еще одну двойку или замечание — выпорю!»), шантаж («Хочешь иметь деньги на компьютерный клуб — у учителей не должно быть к тебе претензий»), манипуляция («У матери больное сердце, ей нельзя расстраиваться. Хочешь в 13 лет сиротой остаться?») и т. д. — были родителям прекрасно известны и ими использовались. Но вдруг у недавно появившихся психологов есть еще какие-нибудь методы, потоньше или понадежнее? За этим и шли.

Интересно, что тогдашние дети воспринимали контекст, в котором они жили, как естественный и даже единственно возможный. В подростковом угаре они кричали родителям: «Да, я опять не сделал эти дурацкие уроки! И не буду! А ты попробуй меня заставь!» И потом когда-нибудь даже могли предъявить «предкам» соответствующую претензию: «Да, я бросил музыкальную школу в пятом классе. Дурак был. Теперь жалею, мне бы музыкальное образование сейчас очень пригодилось. Почему же вы меня тогда не заставили?»

За прошедшие годы многое изменилось. В обществе возник как бы гуманитарный, но, на мой взгляд, достаточно иезуитский консенсус: заставлять ребенка учиться — нехорошо и неправильно. Это подавляет его личность и наносит ему психологическую травму. Нужно, чтобы он «сам захотел». А для этого общество, учителя, но в первую очередь, конечно, родители должны «создать условия». Какие? Тут может быть по-разному. Надо тщательно исследовать и сравнивать предлагаемые на рынке образования продукты (это тоже, разумеется, должны делать родители, даже если это инженер-кораблестроитель или кассир-контролер), консультироваться с психологами и даже, не побоюсь этого слова, экспериментировать. Прямо на ребенке, на его судьбе.

Так что же, спросит читатель, дети сейчас количественно хотят или не хотят учиться ровно так же, как четверть века назад, просто называться это стало по-другому и напрямую «заставлять» их уже считается в родительских кругах не совсем приличным?

Что касается средних и старших школьников, то, пожалуй, да, так и есть.

Ситуация с младшими, на мой взгляд, несколько изменилась — не в лучшую сторону. Когда я только начинала работать, практически все первоклассники учиться хотели и были готовы к тому, что в то время называлось «стараться». Родители тогда говорили, что ребенок, может быть, у нас не самый умный и способный, но он «старается». И за это ему и от нас, и от учительницы — заслуженное уважение. Потом, разумеется, эта самая первая учебная мотивация (да, это именно она), стремление быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя и родителей закономерным образом пропадало, сменяясь следующими этапами развития ребенка. Но изначально, в семь лет, оно было практически у всех.

Сегодня в школу многие дети идут, ничего такого не желая и никакого от нее скачка развития и самоуважения не ожидая. За их плечами к семи годам уже десяток всяких курсов и «обучалок-развивалок», они привыкли к тому, что их «заинтересовывают» и развлекают. Что нового может предложить им обычная начальная школа? Часто им там просто скучно, никакого смысла в сознательном преодолении этого они не видят и ходить в школу совершенно не хотят. Самые умные и хорошо говорящие даже способны это внятно сформулировать:

— Мне там не интересно. Учительница должна меня заинтересовать, увлечь. А она этого не делает.

На мой взгляд, такое требование ребенка вполне закономерно. Если до этого момента его всегда развлекали и увлекали, почему же в школе должно быть иначе? Тем более что и многие родители, и даже специалисты эту точку зрения ребенка вроде бы разделяют. Учиться должно быть интересно! Всегда? Всем? Но ведь разным людям, даже совсем маленьким, даже в начальной школе, интересно разное. Кому-то нравится решать только примеры, а кому-то — только сложные задачи со звездочкой, а примеры — это скучно. Кому-то нравится разбирать слова по составу и аккуратно подчеркивать заголовки волнистой линией, а кто-то именно это терпеть не может. Кто-то вообще любит только рисовать, уроки труда и физкультуры, а все остальное, которое в тетрадках и по линейкам или клеточкам, — это «ужас-ужас, скорее бы звонок прозвонил».

И ведь есть еще и домашние задания, которые почему-то, оказывается, нужно делать. И кто-то ждет, что у ребенка, которого развлекали и увлекали интересным предыдущие семь лет, будет «достаточно мотивации» и он сам будет помнить, а потом «сам захочет» бросить игрушки и планшет и сесть за тетрадки? Есть такие дети. Даже сейчас есть. Помнят, бросают и садятся. И делают уроки до десяти вечера во втором классе. И горько плачут, если что-то остается несделанным. И, как и 25, и 50 лет назад, страдают «синдромом отличницы». Это хорошо или плохо? Я не знаю.

Знаю, что многие не помнят, не садятся, не хотят, и получается — только с ежедневным боем, скандалами, с тем же самым шантажом, угрозами и т. д.

Потом начальная школа заканчивается и заставлять больше не получается: ребенок вырос, стал сильнее, умнее (в том, что не касается учебы) и самостоятельнее. И учителя, которые по понятным причинам тоже избегают слова «заставить», говорят родителям: «Он совершенно не учится, а ведь на следующий год ОГЭ, и при нынешнем старании он их просто не сдаст. Вы должны срочно его как-то замотивировать». И родители приходят ко мне и задают тот самый вопрос: «Как вернуть утраченную мотивацию к учебе?»

Честный ответ: никак. Только профилактика.

Часто спрашивают: а если школу поменять, может помочь? Теоретически — да, особенно на раннем этапе. Например, ребенка перевели в вальдорфскую школу или в математическую спецшколу, все совпало и на какое-то время ему стало очень интересно. Результаты и успехи соответствующие — прекрасные. На мой взгляд, тут есть два минуса: он так и не научился заставлять себя делать неинтересное (а когда-нибудь все равно придется), и если нет ярко выраженных способностей и склонностей (а их нет приблизительно у 80% детей), то непонятен вектор — в какую школу переводить?

Возможно организовать индивидуальное, семейное обучение, тонко подстроенное под интересы и возможности конкретного ребенка. Это большое, интересное и перспективное поле, но, чтобы получилось хорошо, вступающий на этот путь родитель должен иметь богатые интеллектуальные и материальные ресурсы, четкую цель, гибкие аналитические способности и достаточно свободного времени. При этом на каком-то этапе для достижения стратегических целей (ваших, у ребенка они в лучшем случае появятся только годам к 15) «заставлять» все равно придется.

Годами разочаровывать родителей мне, как специалисту, неловко. Поэтому я все время думала: может быть, есть какой способ если не вернуть утраченную мотивацию, то хотя бы направленно усилить не до конца погибшую или все еще имеющуюся в зачатке? Много лет я экспериментировала на семьях, где были дети с этой самой «потерянной мотивацией» и где родители очень-очень хотели ее хоть как-нибудь вернуть. И у меня кое-что получилось. В следующий понедельник я расскажу о работающей методике, которую за последние годы обкатала и опробовала на нескольких десятках семей.