Мэр Лондона Борис Джонсон объявил победителя в конкурсе на скульптуру в будущем Олимпийском парке. Им оказался Аниш Капур. Скульптура будет носить труднопроизносимое название ArcelorMittal Orbit и встанет рядом с бассейном, над которым работает Заха Хадид. Как ясно из названия, к «Орбите» приложил всю мощь своих прокатных заводов индийский миллиардер Лакшми Миттал. Как утверждает Джонсон в своем блоге, индийского стального магната он встретил в уборной на съезде в Давосе, в двух словах объяснил ему грандиозную идею будущей скульптуры — и Миттал немедленно согласился в этом поучаствовать. Концерн ArcelorMittal предоставит 1400 тонн стали и 16 миллионов фунтов в 19-миллионный бюджет (остальное дает мэрия Лондона). Мэрские пресс-релизы сочатся превосходными степенями и сравнениями: самое высокое здание в Великобритании, выше статуи Свободы, британский ответ Эйфелевой башне, новый символ Лондона и так далее. Наверху, говорят авторы проекта, будет смотровая площадка, с которой откроются захватывающие дух виды. Помогать строить «Орбиту», которая должна быть закончена вместе с Олимпийским парком в Восточном Лондоне к 2011 году, будет давний соратник Капура, инженер Сесил Бэлмонд, работавший вместе с художником над многими его масштабными проектами.
Правда, тут же выяснилось, что никому, кроме мэра, эскиз не нравится. Лондонцы проявили удивительное единодушие: «ужас», «уродство», «стометровая закорючка», «кишки» — лишь самые мягкие из эпитетов, появившихся в комментариях к новостям. Все газеты от The Guardian до Daily Mirror выступили с гневными статьями. Поскольку новость вышла 1 апреля, многие решили, что это соответствующая дате шутка, но когда на следующий день опровержения не появилось, возмущению не было предела.
Немногочисленные защитники говорят, что у Капура уже есть как минимум один удачный пример «общественного искусства», намекая на «Облачные врата», или «Фасолину», как ее ласково зовут жители Чикаго. Десятиметровая капля ртути, едва появившись, стала главной достопримечательностью города — гигантское кривое зеркало, в котором отражаются чикагские небоскребы.
Правда, здесь есть одна существенная разница. «Фасолина» стоит в самом центре Чикаго, в Миллениум-парке на Мичиган-авеню. А район, где планируется поставить «Орбиту», сейчас представляет собой довольно неприглядную картину: с одной стороны вокзал, с другой — склады, пустыри и бесконечные стройки, а посередине — пустые улицы и заколоченные пабы. Пока что трудно поверить, что после Олимпиады кто-то специально попрется на задворки третьей зоны в Стрэтфорд, чтобы полюбоваться на этот взрыв на макаронной фабрике. В эскизе пока не просматривается будущий символ города, каким стала парижская башня, и не чувствуется величественности «Ангела Севера». Кажется, Борис Джонсон все-таки переоценил возможности Капура, выдав ему творческий карт-бланш.